Юный техник 1989-02, страница 33

Юный техник 1989-02, страница 33

На левом берегу Москвы-реки, ниже Таганки, высятся грозные башнн Новоспасского монастыря, заложенного еще в XV веке. В бывшей трапезной алате расположился Всесоюзный научно-исследовательский институт пеставрацин. Одним из отделов заведует кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР Ольга Владимировна Лелекова. Ее профессия — хранить нашу историческую память, возрождать к новой жизни старинные иконы, полихромную скульптуру, другие памитники старины, выполненные в темперной живописи.

О своей профессии Ольга Владимировна рассказывает горячо, заинтересованно.

_ В реставрации,— говорит она,— очень многое зависит от человека,

его понимания долга художника. Суть нашего дела одна — высветить то, что сделал старый мастер. А для этого надо видеть всю глубину произведения, значение каждого штриха. Одной исторической и художественной образованности, знания литературы, человековедения реставратору мало. Ему на помощь приходит разнообразная сложная техника...

Ведет рубрику журналист В. НОСОВА

Художников в моей семье не было. Но детство и юность протекали в среде людей, художественно одаренных. Вспоминаю, бабушка была великой рукодельницей, дедушка на досуге делал из металла причудливые настольные лампы, восхищавшие знакомых. Отец мой, Владимир Николаевич, врач-микробиолог, прекрасно рисовал, особенно удавалась ему графика. Он нежно любил цветы, и его сад считался образцовым в нашем городе. По-научно-му основал он пасеку, сам оборудовал метеолабораторию и долгие годы вел наблюдения за погодой. Любил животных, относился к ним с полной ответственностью и такого же отношения требовал от нас, детей. Когда я однажды забыла в саду морских свинок и им пришлось всю ночь мокнуть под дождем, отец отобрал их у меня, сказав, что мне нельзя доверять животных. Он не терпел ни в чем беспорядка. Его кабинет всегда был образцовым, все — на раз и навсегда отведенном месте.

Мы жили в Вязьме, в большом доме с огромным садом, где сохранился старинный пруд, вековые дубы, в кустах гнездилось много птнц. У бабушки была хорошо подобранная библиотека и, пожалуй, самым большим наслаждением для меня было укрыться в мезонине и листать подшивки журналов «Нива», «Пробуждение», тома Энциклопедии Брокгауза. Особой любовью пользовались книги о животных и сказки с иллюстрациями Васнецова и Билибина.

Школьные годы мои совпали со всеми невзгодами и трудностями, которые принесла народу война. Наш город оказался в оккупации...

Никогда не забуду свою первую учительницу Елизавету Васильевну. Она увлекла нас детским театром. Мы помогали ей шить костюмы, мастерить простенькие декорации, и это воспитывало в нас чувство прекрасного, так необходимого в трудной и сложной жизни. Окончилась война, мы снова сели за парты. Я увлеклась рисованием. Внеклассные уроки давал учитель черчения. Я уже решила поступать в художественное училище и потому очень старалась, много рисовала дома, читала книги о художниках. В 1949 году, после семилетки, поступила в Московское художественно-промышленное училище. И уже позже окончила Московский университет, искусствоведческое отделение. Учась в МГУ, впервые попала в реставрационную мастерскую...

И вот теперь на основании прожитого могу твердо сказать: если нет горячей заинтересованности в работе, дело ие залеживается и человек теряет самое главное — уверенность, что он делает СВОЕ дело. И чем раньше каждый находит СВОЮ дорогу, тем плодотворнее оказывается его жизнь.