Юный техник 1989-04, страница 57

Юный техник 1989-04, страница 57

«Заиграет музыка, и мне кажется, что ступни становится как деревянные, и я иду по огню как во сне...я

Есть еще важное объяснение — оно из области биофизики. Дело в том, что фжа ног танцоров способна интенсивно выделять пот. Его испарение поддерживает температуру на поверхности кожи не выше 100 °С. Из опыта финской бани известно, что и обычный человек может переносить тем-пературу около 90—100 градусов, нЯобжигая при этом даже нежнаВ участки кожи.

Впрочем, потоиспарения было бы недостаточно, если бы не способность организма к регулировке кровеносных сосудов в конечностях. Это заложено в наш генотип, унаследовано от

СКАЖИТЕ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

далеких предков, босыми но-гами ходившими по снегу и песку раскаленной пустыни. У тренированных людей (то есть восстановивших в себе способ-ости (наших праотцев) расход кро»в сосудах на внутренней стороне кожи может сильно увеличиваться. Интенсивный Нфовоток способен не только реть ноги на морозе, но и, напротив эффективно отводить жар, нагреваясь всего на несколько градусов. Вдобавок температуру снижает и изолирующая прослойка — мозолистая, лишенная сосудов толстая кожа на подошвах.

То есть надо ясно сознавать что нетренированный организм может подвести s экстремальных условиях. Причем речь идет не только о тренированности физической, когда люди учатся управлять кровотоком в сосу дах, но и об эмоциональной. Девушка, способная ходить по огню, отмечает, что нервная система отключает сигналы боли, «ступни становятся как деревянные», а необычность и сила эмоций отражается в том, что девушка идет по угольям «как во сне». Абориген Фиджи тоже отключает болевые сигналы перед хождением по угольям. А вот без предварительной подготовки отдергивает ногу, больно воспринимая огонек сигареты...

А. ХАЗЕН, кандидат физ.-мат. наук

Рисунок А. СЕРГЕЕВА