Юный техник 1990-03, страница 26ОСТРЫЙ РАКУРС ПРОМЫСЕЛ ЖИВ МАСТЕРОМКомментарий ко 2-й странице обложки Зашел как-то в магазин купить сувенир для подарка. В отделе, где торгуют изделиями декоративного творчества, полки ломились от расписных ложек, точеных деревянных фигурок. Яркие, поблескивающие лаком и... одинаковые, как близнецы. — А что-нибудь авторское есть? — спросил я. — Да где они, авторы-то? — махнула рукой продавщица.— Сейчас все машины делают — и быстрее, и прибыльнее... Вспоминаю, как лет пятнадцать назад в прессе остро дискутировался вопрос: место ли народным промыслам в век НТР? Находились горячие головы, что утверждали: все, мол, эти расписные шкатулки, ложки да глиняные свистульки — архаика, омертвевшая символика. Пора ее за порог. К счастью, разумный взгляд тогда взял верх. Итогом той дискуссии стало принятое в 1974 году постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», которое, казалось бы, давало толчок развитию ремесел. В Москве был создан Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Увеличился выпуск сувенирной продукции. И вот прилавки завалены, а купить... нечего. В спешке и суете мы упустили главное: промыслы живут, пока живы мастера. Испокон веков их секреты передавались из поколения в поколение. От отца или матери к детям, а там к внукам, правнукам... А в последние годы эти связующие нити стали рваться. В небольшом селе Михай-ловка, что в Пензенской области, живет великая мастерица игрушечного ремесла Екатерина Константиновна Медянцева. Местечко не на всякой карте обозначено, а Медянцеву знали не только у нас в стране, но и за рубежом. Замечательных человечков и животных делала из соломы Михайловская мастерица, многие музеи украшают они до сих пор. Недавно, находясь в командировке в Пензе, спросил, как там Екатерина Константиновна? — Стара стала,— ответили мне,— часто болеет. — А промысел соломенный жив? — Какое там! Учеников-то у Медянцевой нет... Вот и жди новой беды, которая уже случилась в Великом Устюге. Исстари существовал в этом городе промысел — так называемый «мороз по жести». Секреты его были достоянием нескольких семейных династий. Но вот умер последний мастер Пантелеймон Антонович Сос-новский, и никто не смог продолжить его дело. 24 |