Юный техник 1990-08, страница 33

Юный техник 1990-08, страница 33

Ракета получилась выше знаменитой кремлевской колокольни Ивана Великого. В основании «башни» находилась связка из 30 двигателей, которые не только создавали тягу, но и давали возможность управлять полетом.

Много новшеств содержалось и в самой ракете-носителе. Системы управления, измерительная техника, многие конструкционные решения были выполнены на высшем уровне. Удалось изготовить легкие, но прочные сферические топливные отсеки, а также отказаться от некоторых силовых элементов, переложив их обязанности «по совместительству» на другие, конструкционные.

Словом, и спустя четверть века не стыдно за тот труд.

Но неприятности, по существу, только надвигались... Неожиданно умер С. П. Королев. А тут еще началось подстегивание к гонке. На одном из совещаний, проводимых Д. Ф. Устиновым, вопрос был поставлен так:

— Через два месяца праздники, в США снова полетят. Что сделали мы?!

В спешке начались летные испытания. Первый старт — 21 февраля 1969 года. Через 70 секунд после включения в хвостовом отсеке ракеты начался пожар... Примерно через пять месяцев — попытка второго запуска и опять неудача. Из-за неисправности кислородного насоса произошел сильный взрыв, разрушивший стартовый комплекс. На его восстановление, анализ аварии и строительство новой ракеты понадобилось не

мало времени. Очередной старт состоялся лишь 27 июля 1971 года. Ракета уже приподнялась над Землей, но... из-за потери управляемости дальнейший полет был прерван.

С четвертой попытки 23 ноября 1972 года запуск наконец состоялся.

Однако и он не был полноценным. Все двигатели первой ступени отработали нормально, полет продолжался уже 107 секунд, как вдруг в хвостовом отсеке возникла неисправность. Полет опять пришлось прекратить.

Конечно, такая цепь неудач действовала на нервы. И все же никто не паниковал. Четыре-пять пробных запусков на испытаниях ракетно-космической техники — дело довольно обычное. Даже знаменитая «семерка», куда более простая по конструкции, взлетела лишь после трех неудачных попыток.

Ракета, которую готовили к генеральной репетиции, существенно отличалась от предшественниц. Двигательные установки могли теперь срабатывать многократно и были подвергнуты тщательным огневым проверкам. Никаких замечаний по наземным испытаниям не было.

Пятый старт был назначен на август 1974 года, а на конец года — шестой, и как считали многие, последний перед принятием HI в серийную эксплуатацию. Но стартов не последовало.

Правительственным указом работы по HI были сначала заморожены, а после смены в мае 1974 года главного конструктора (вместо В. П. Мишина

31