Юный техник 1990-12, страница 7

Юный техник 1990-12, страница 7

лунно-белый. Сигнальными «словами» служит сочетание цветов. Например, один желтый и один зеленый означают разрешение движения с уменьшенной скоростью — не более 60 км/ч. Два желтых разрешают проследовать светофор со скоростью до 35 км/ч. Красный и под землей красный. «Стоп!» А вот лунно-белый разрешает двигаться со скоростью до 40 км/ч. Средняя же скорость на Московском метро — 48 км/ч.

И еще одна деталь. Состав тронулся только при плотно закрытой двери кабины. Нога машиниста легла на педаль безопасности. Стоит ее сбросить, состав встанет: сработает тормозное устройство. Это предусмотрено для экстренных случаев. Вдруг машинисту станет плохо — обморок или сердечный приступ. Хотя, надо сказать, отбор в машинисты очень строг. Почти как в летчики. Высоки требования к здоровью, смекалке, скорости реакции... Ленивых, рассеянных, нерасторопных и близко к поезду не подпустят.

ПОД ЭСКАЛАТОРОМ

Сколько раз поднимались по лестнице-чудеснице, а вот под ней бывать не приходилось. Голова кругом пошла при виде бессчетного числа различных устройств и агрегатов. Впрочем, подсчет есть. Только на одной станции «Парк культуры» с ее восемью лестницами их более трехсот тысяч.

Что же такое эскалатор? Если упростить понимание принципа его движения, то это — своеобразный велосипед. Жмешь на педали и этим ^гилием через цепь передвигаешь колеса. Только вместо велосипедной цепи — ступеньки. Изнутри на них надеты ролики, которые катятся по направляющим рамам Приводит всю «цепь» в действие двигатель мощностью 340 лошадиных сил.

Мастер по ремонту эскалаторов Иван Антонович Посьмашный (а

• Л ж г '

Одна из гигантсиих шестеренок, приводящая в действие лестницу-чудесницу.

ночное время — это основное время его работы) поясняет:

— Скоростей у наших лестниц три. Две основных — 0,75 м/с и 0,94 м/с. Для чистки же направляющих рам есть совсем маленькая скорость —- 0,04 м/с. После 140 тысяч километров пробега делаем капитальный ремонт... Затем тщательно проверяем все механизмы на разных режимах. Работаем без ЧП.

— А как же случай на станции метро «Авиамоторная»? Помните, там были жертвы.

— Да, большая беда случилась! Целый ряд накладок завязался в узел. «Авиамоторная» — станция глубокого заложения- Лестница длинная. Произошло там все в час «пик». На нижнем гребешке кто-то упал. На него другой, третий... Дежурный — за ручку «стоп». А она не срабатывает. Люди — на боковую балюстраду. А она из легких материалов — пластик, фанера. Стали проваливаться. Прямо в механизмы эскалатора... Причины? Прежде всего проектировщики просчитались — слишком облегченными были конструкции. Кроме того, были нарушены нормативы технической эксплуатации. Сказалось и то, что не было полигона для испытания эскалаторов...

— Теперь полигон есть. Новые типы лестниц на подходе — более надежные, эффективные. Но, конечно, дорогой цены все это сто-

<