Юный техник 1992-08, страница 18сигналов, имея при этом 65 536 сочетаний. Но мы — трехмерники — способны воспринимать лишь 8 сигналов и 256 сочетаний. Естественно, что все попытки представителей высшего измерения установить с нами контакт вряд ли будут успешными. Непонятливыми «плоскатиками» окажемся и мы. А ведь четырехмерный мир — вовсе не фантазия. Впервые ученые заговорили о нем в конце XVIII — начале XIX века. Правда, тогда идея многомерности получила лишь геометрическую интерпретацию. Но выведенные из нее свойства и закономерности были привнесены потом и в физику. Сегодня на основе многомерности рассматривают гравитацию и магнетизм, считая их результатом искривления трехмерного пространства в четырехмерном, объясняют некоторые явления в квантовой физике. Возможно, что проявлениями многомерного мира могут быть и так называемые зоны с повышенным энергоинформационным обменом, полтергейст, НЛО... Действительно, почему бы не предположить, что чудеса «шумных духов» или быстрые маневры «тарелок» возможны благодаря неведомому нам четвертому измерению? — Но согласитесь, грустно осознавать свою ущербность,— посетовал я.— Те, кого ищем, где-то рядом, а мы их не видим, не слышим и не понимаем. Неужели другого не дано и наш удел — вечное одиночество во Вселенной? — Я бы не стал торопиться с выводами. Прежде чем ответить на вопрос, предлагаю ознакомиться...— И Юрий Александрович достает из стола лист бу маги, на котором вычерчено нечто, отдаленно напоминающее функциональную схему ЭВМ. Из пояснений узнаю, что схема иллюстрирует суть концепции Фомина о неких управляющих биологическими объектами информационно-распорядительных структурах (ИРС). Подобная идея, заметим, не нова. Еще в начале века австрийский биолог Вейс высказывался о внеклеточном морфо-генетическом поле, влияющем на биологические процессы в живых клетках. Позже наш соотечественник Циолковский говорил о том, что имеет место «вмешательство каких-то непонятных сил в человеческие поступки», а академик Вернадский развил эту мысль, обосновав понятие «ноосфера». Фомин, похоже, идет дальше и рассматривает механизм, который управляет нашими биологическими и физиологическими процессами, мышлением и поведением. Так, согласно его концепции у каждого человека имеется своя ИРС, существующая при его жизни и сохраняющаяся после в виде накопленной информации. ИРС всех людей — живых и умерших — хоть и совмещены в единый комплекс, но между собой не связаны. Примерно так, как пассажиры в автобусе: едут вроде и вместе, но каждый по своим делам. Однако при особых обстоятельствах или в результате волевых усилий конкретного человека связи могут все-таки возникать: ведь и пассажир может обратить на себя внимание всех остальных словом или поступком. Возможно, в нашем вселенском «автобусе» именно это обстоятельство объясняет целый ряд явлений, счи- 16 |