Юный техник 1992-08, страница 39

Юный техник 1992-08, страница 39

Но вернемся к рассказу о работе изобретательской мысли над микрокнигой. Главный вопрос, как мы поняли, увеличение микротекста. Компактный эпидиаскоп — дело не столь хитрое. Правда, его с собой в метро не возьмешь. Есть еще старые добрые друзья — очки. Но при большом увеличении сказывается сужение полезного поля зрения, читать становится не совсем удобно, устают глаза. Это связано с использованием в обычных очках линз сферической формы, наиболее дешевых в изготовлении. У линз параболических есть преимущество, да слишком дороги.

Интересные очки для просмотра микроскопических изображений придумали в Германии. Они состоят из пары гибких световодов с микроскопическими объективами на концах. Води себе по странице и читай. Можно получать объемные многоракурсные изображения, допускающие «оглядывание» предмета и даже позволяющие видеть его в движении. Словом, маленькое кино. Все хо

рошо, но опять дорого. К тому же, одевши такие очки, становишься похожим на Вия.

Но, возможно, книга примет форму устройства, которое в науке уже лет сто называют растровой параллакспанорамограм-мой. Представьте себе: художник положил на лист чистой бумаги трафарет с дырочками и что-то нарисовал, затем трафарет сдвинул и изобразил другое, потом третье... И так много раз. Снимем трафарет — на бумаге хаос из точек, положим — проявится рисунок, сдвинем — рисунок уже другой.

Представим теперь, что испещренный разноцветными точками лист — страница книги. На нем стеклянная пластинка, покрытая сотнями тысяч крохотных линз — своеобразный растр. Станем его двигать, и с каждым перемещением на десятую или даже сотую долю миллиметра проявится одно изображение за другим. Устройство плоское, компактное. Механизм перемещения можно придумать. Заманчиво? А главное — и бумага для такой книги, состоящей из двух-трех страниц, не потребуется. Ее можно заменить любой пластмассой, металлом, даже золотом. А саму растровую пластину вырезать лазером... из горного хрусталя. Вспомним, как богато оформлялись иные книги средневековья. Все возвращается на круги своя.

Но это когда-то будет. А пока — да здравствуют самые компактные книги и журналы! Хоть и на бумаге, но используемой столь экономно, что не вредит лесам и не в тягость карману.

А. АЛЕКСАНДРОВ 37