Юный техник 1992-09, страница 20

Юный техник 1992-09, страница 20

лучей, прошедших сквозь пациента, собрать на очень маленький экран, то дозу облучения можно уменьшить.

Вот как это можно сделать. Расходящиеся лучи от рентгеновской лампы, пройдя через первую линзу, становятся параллельными. Далее, «пронизав» пациента, они попадают в собирающую линзу. Узкий пучок лучей с плотностью энергии в тысячи раз более высокой, чем та, что была в тканях человека, выйдет на экран... Во сколько же раз можно будет уменьшить дозу радиации? Есть тут одна тонкость — размеры капилляров на выходном конце линзы должны быть очень малы. Иначе — мелкие детали изображения на маленьком экране сольются. В одной из лабораторий профессора Кумахова нам показали капилляр диаметром всего в миллиметр. А если посмотреть на его торец в микроскоп, увидишь, что он состоит из 1000 шестигранных, как соты, отдельных капилляров.

Новая аппаратура способна давать четкое изображение самых мелких деталей организма. И теперь рентгеновские системы позволяют ставить надежный диагноз при ничтожных дозах облучения.

Однако не только в медицине

может найти применение рентгеновская оптика. Вот... электроника. Давно уже важнейшая ее примета — миниатюризация. То, что мы теперь называем микропроцессором, 30—40 лет назад журналисты именовали не иначе, как «электронным мозгом», и тогда он занимал целое здание и обслуживался большим коллективом программистов. А теперь в персональном компьютере могут насчитываться десятки и сотни микропроцессоров — вот что такое миниатюризация!

Но даже и этим сейчас никого не удивишь. Уже налажено производство БИС (больших интегральных схем). Здесь на одной пластине размером с почтовую марку умещаются десятки микропроцессоров. А на очереди создание сверхбольших БИС — это, можно сказать, уже целые компьютеры. Умение делать такие устройства — один из важнейших показателей уровня промышленного развития страны. Как обстоит с этим дело у нас? Не спешите говорить, что скорее всего плохо!

Давайте чуть подробнее познакомимся с технологией изготовления этих «премудрых» схем.

Вот, в общих чертах одна из возможных. В специальной вакуумной камере на пластину кремния кладут трафарет («маску»). Затем включают источник ионов. Пройдя через отверстия «маски», они внедряются в материал пластины, меняя в определенную сторону ее свойства. Таких масок и операций может быть несколько, а весь процесс напоминает многокрасочную печать в типографии. Размеры элементов могут быть сколь угодно малы. Главное — сделать

18