Юный техник 1992-09, страница 33

Юный техник 1992-09, страница 33

ПОМИДОРЫ В КОЛБЕ

Именно таким способом намерена выращивать томаты Бетти Ишида — научный сотрудник министерства сельского хозяйства США. Она полагает, что в скором времени успехи современной генной инженерии позволят получить «помидорное морс* — множество клеток томатов для приготовления сока, кетчупа и пасты прямо в колбах, а то и в огромных чанах.

В настоящее время Ишида работает с чашечкой томата — тем местечком, где помидор присоединяется к стеблю. Чашечки выращенных ею в колбе помидоров — красные и сочные. Они разрастаются настолько, что, как шутит исследовательница, «начинают думать, что они и есть помидоры». Использование подобной «мании величия» может оказаться коммерчески вполне выгодным делом. Ведь растительные клетки развиваются в колбе за 6—7 недель и требуют лишь периодического добавления в раствор необходимых питательных солей.

Бетти Ишида надеется значительно сократить этот срок, отыскав ген, ответственный за созревание чашечки, и заставив его работать быстрее.

Правда, остается еще невыясненным такой вопрос: «А захотят ли потребители есть томатную пасту, которая никогда не была полноценным помидором?..» Ведь подобные растительные клетки уже выращивались из моркови, апельсина и некоторых других овощей и фруктов. Однако вкусовые качества их оказались ниже всякой критики.

ГДЕ ЧЕЛОВЕКА ПОДСТЕРЕГАЕТ ОПАСНОСТЬ?

Казалось бы, когда он попадает на горную вершину, участвует в автомобильных гонках или тушит пожары». Словом, в экстремальных ситуациях. Но упрямая статистика ут

верждает совсем иное: наибольший риск поджидает нас_ дома! Судите сами, по подсчетам австрийских экспертов, за год в этой стране в дорожно-транспортных происшествиях погибнет порядка 1500 человек, а от бытовых причин — поражений электрическим током, палений в ванне, на лестнице— до 2000! Так что, будьте осторожны!

ЗАКОН ГРАВИТАЦИИ ДЛЯ АНТИВЕЩЕСТВА

Практически для всех частиц втомного мира физики нашли сегодня антиподы — античастицы. Однако проводить подобные эксперименты весьма трудно, поскольку часто наступает реакция аннигиляции и частицы взаимно уничтожаются.

Не потому ли так обрадовался Ричард Хыоз, физик из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, узнав, что его гарвардский коллега Джералд Габриэлзе владеет методикой хранения антипротонов? В особом контейнере они кружатся по своим орбитам, будучи подвешены в магнитном поле и ни с чем не соприкасаясь.

А антипротоны как раз н интересовали Хьюза: на их примере он хотел убедиться, подчиняется ли антивещество воздействию гравитации, как и обычные тела, или нет'/

«Из теории Эйнштейна,— рассуждал Хьюз,— следует, что ход часов, мчащихся по космической орбите, замедляется или ускоряетси в зависимости от усиления или ослабления сил тяжести. Частица или античастица, кружащаяся по орбите в контейнере, те же часы. Воздействие гравитации на протон измерено. Если антипротон будет двн-гатьси быстрее или медленнее, значит она действует на него иначе...».

Хьюз измерил скорость сотен античастиц и не заметил никаких различий. Так что и Галилей мог бы экспериментировать с античастицами, только вот как доставить их на Пизанскую башню?

31