Юный техник 1992-09, страница 72НЕПРОСТОЕ ДЕЛО — ПРОЯВИТЬ ПЛЕНКУ Получить хорошие отпечатки с 16-миллиметровой пленки не так-то ^ просто. Часто они бывают нечеткими. Проверьте, все ли у вас в порядке с объективом, и если да, все дело в проявителе и пленке. Вот здесь и хотим дать несколько советов. Часто мы сетуем на зернистость фотоматериала, но, как правило, при низких увеличениях встречаемся только с ложным зерном — следствием выпадения в осаДок солей, содержащихся в водопроводной воде. Пользоваться ею надо с осторожностью. Лучше применять кипяченую, еще лучше — пропущенную через фильтр типа «Ручеек» и уж совсем бы неплохо — дистиллированную. Хорошие результаты дают стандартные проявители на основе фени-дона. Разведите его по всем правилам, указанным в инструкции, а потом обязательно профильтруйте через вату или фильтровальную бумагу. При проявлении точно соблюдайте время, указанное на упаковке. Температура раствора не должна колебаться более чем на 0,5 градуса. А потому обзаведитесь специальным фототермометром, сверив его с надежным образцом. На одну пленку для аппарата «Киев-Вега» достаточно 125 см3 раствора. В нашем случае не следует сливать старый раствор в новый. Лучше сразу же вылить его в раковину. Применяя только свежий раствор, вы сможете довольно быстро учесть все свои ошибки и стать опытным фотографом. Кроме того, обратите внимание на пленку. Дело в том, что на фабрике ее делают вначале очень широкой, а после разрезают на десятки узких полос нужной длины. Хоть чувствительность каждой полосы (оси) формально и одинакова, но при съемке сложных сюжетов кадры на эмульсиях разной оси различаются в передаче тонов. А они очень важны для художественной фотографии, да и в нашем случае. Поэтому запаситесь пленкой с одинаковыми номерами оси на упаковке. Рекомендуем также обзавестись книгой «Краткий справочник по фотоматериалам», автор Ю. И. Журба. Там есть немало рецептов хороших проявителей. Приведем для примера состав двураствор-ного проявителя, взятого из этой книги. Как показывает практика, он устраняет ошибки в выборе экспозиции, значительно уменьшает (при правильном экспонировании) зернистость изображения, не требует строгого соблюдения температурного режима и в свежем состоянии может храниться годами. Вот его состав. Первый раствор: Метол.......10, 0 г Сульфит натрия безводный ,40,0г Вода....... 1000 мл Второй раствор: Калий углекислый . . . 100,0 г Вода....... 1000 мл Пользуются им так. Сначала заливают в бачок раствор №1 и через две минуты спираль с пленкой в полной темноте извлекают и переносят в бачок с раствором №2, где держат две минуты. Дальше, как обычно, фиксация, промывка. Сложновато, но за качество приходится платить. А. ДАГГЕРЗОН нейки, поскольку выдержка большая, секунды и даже минуты в зависимости от освещенности. Экспозицию определяют опытным путем. Состоит фотоигрушка из 10 деталей. Но это не предел упроще ния. Можно сделать многокадровый фотоаппарат всего из двух деталей, а теоретически — и из одной, естественно, не считая, пленки. В. РУСАНОВ 69 |