Юный техник 1993-05-06, страница 28

Юный техник 1993-05-06, страница 28

У

И зазвучит на Руси малиновый перезвон

Помните кадры из фильма Андрея Тарковского о Рублеве? Ликует толпа, смеются бородатые подмастерья, доволен и сам князь... И лишь мастер — пятнадцатилетний подросток — безутешно плачет, уткнувшись лицом в траву: «Не тот звон у колокола! Не тот...»

А можно ли было сделать так, как задумано? Вычислить характеристики колокольного звона заранее, еще до отливки? От чего они зависят? Какая разница между русскими и западноевропейскими колоколами?.. Вот что рассказали нашему специальному корреспонденту Анатолию Казакову председатель Московского колокольного общества Игорь Васильевич КОНОВАЛОВ и руководитель лаборатории виброакустики, доктор технических наук Борис Николаевич НЮ-НИН.

Колокол так давно звучит на Руси, что многие, наверное, уже и не ведают, что сама по себе идея колокольного звона пришла к нам с Запада. Но русские мастера тем всегда и отличались, что любую заимствованную идею или разработку не копировали слепо, а подходили к ней творчески. Так и в этом случае. Европейские мастера постепенно перешли к отливке тонкостенных колоколов, каждый из которых выдавал определенную ноту. Наши же колокола — оркестры. Имея толстые стенки переменно

26

го сечения, они рождают при ударе целую гамму звуков. Даже техника звона у наших колоколов особая — звук извлекают с помощью подвешенного внутри языка, раскачивая его на веревке. На Западе раскачивают сам колокол-

Веками колокольные мастера по крупицам копили драгоценный опыт, передавали его от отца к сыну, от деда к внуку. Если первые малые колокола появились на Руси вместе с принятием христианства, то лишь в XV веке, спустя пятьсот лет,