Юный техник 1993-09, страница 13

Юный техник 1993-09, страница 13

зя. Это волны прилива. Их можно обнаружить лишь по косвенным признакам — повышению и понижению уровня воды у берегов в определенные часы. В открытом море такие волны совершенно незаметны. Потому, что длина их, то есть расстояние между гребнями соседних волн, составляет отнюдь не метры и даже не километры, а тысячи и даже десятки тысяч километров. Вздымается такая волна очень плавно и опускается незаметно; вот наблюдатель, находящийся на борту корабля или лодки, и не может ее обнаружить.

Еще хуже обстоит дело с волнами гравитации. Эти волны не только невидимы, подобно электромагнитным, но и гораздо длиннее самых длинных радиоволн. Если волны, на которых осуществляются радиопередачи, имеют самую большую длину в десятки тысяч метров, то гравитационные колебания, согласно предположениям ученых, должны иметь длину в сотни тысяч, а то и миллионы километров! Как их обнаружить?

ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Одним из первых в нашей стране попытался решать эту проблему профессор МГУ В.Б. Брагинский, в США — доктор Дж. Вебер. Суть рассуждений ученых при этом такова. Гравитационные волны, если они существуют, должны изменять поле тяготения, то есть, говоря попросту, делать некоторые предметы, скажем, на нашей планете то чуточку тяжелее, то чуточку легче. И если подвесить какой-нибудь массивный предмет в абсолютном покое, то по изменению его положения можно будет судить о воздействии на него гравитационных волн.

Чтобы осуществить такой проект на практике, исследователи используют лаборатории в подвалах или даже в глубоких шахтах, где меньше всяких случайных сотрясений. Сами детекторы представляют собой достаточно массивные (несколько тонн) цилиндры, которые не так-то легко сдвинуть с места каким-то незначительным воздействием. Вебер

Волны прилива, волны гравитации... Есть между ними нечто общее.

даже пошел на То, что разместил в двух шахтах на расстоянии 1000 км друг от друга две экспериментальные установки и учитывал только те воздействия, которые одновременно фиксировались обоими детекторами.

Начиная с 60-х годов нашего столетия упорный американец ведет эксперименты по обнаружению таких воздействий. Несколько раз казалось, что он близок к успеху — оба датчика фиксировали какие-то воздействия, приходящие извне... Однако в 1972 году советские ученые провели следующий эксперимент: заложили в ЭВМ данные наблюдений Вебера, а также информацию о ряде природных процессов за тот же период, в частности, о вариациях магнитного поля Земли, пятнах и вспышках на Солнце. Оказалось, что между этими явлениями существует определенная зависимость. Впоследствии такую же работу проделали американские ученые и пришли к выводу, что датчики Вебера регистрируют скорее всего не гравитационные волны, а какие-то иные возмущения.

Дело в том, что согласно теории основными источниками гравитационных волн во Вселенной должны служить сверхмагнитные объекты — гигантские звезды или даже целые галактики, внутри которых происходят интенсивные перемещения супермасс. А любая масса, как известно,

11