Юный техник 1994-03, страница 23

Юный техник 1994-03, страница 23

Издавна местные фермеры, чтобы хоть что-то вырастить, прибегают к искусственному орошению — обзавелись дождевальными установками, строят ирригационные сооружения. У фермера Чарлза Коннера, например, из его 500 га 7/8 площади приходится на поливные земли.

И все бы хорошо, кабы вода, бегущая по канавам, не смывала дюйм за дюймом пахотный слой почвы. Как подсчитали сотрудники местной сельскохозяйственной службы, за сутки она способна унести с площади в 0,5 га до 28 т! Некоторые фермеры уже потеряли до трети пахотной земли. Согласитесь, чересчур дорогая цена за ирригацию!

Да еще вот беда, частицы земли, смытые водой (а в основном это глина), скапливаются на дне, образуя водонепроницаемый слой, мешая воде поступать к корням растений.

«Так где же чудо, обещанное в заголовке?» — спросите вы. Чудо произошло, когда догадались бросить в воду пригоршню ничем не примечательных кристаллов. Эрозия почвы, словно по волшебству, разом прекратилась.

Произошло это три года назад. Чудо же называется полиакриламид, или,, сокращенно,— ПАМ. Не столь уж сложное вещество, имеющее в своем составе длинные цепочки полимерных молекул. Вот уже лет пятнадцать ПАМ применяли во многих странах Для ■ очистки сточных, вод.

Первым попытался использовать полиакриламид в новой роли израильский ученый Исаак Шейнберг еще в середине 80-х годов. А весной 1990 года, во время своего академического отпуска, приехав в США, предложил и здесь развернуть полномасштабные испытания.

Теоретически можно создать тысячи разновидностей пояиакриламидов, отличающихся друг от друга количеством строительных «блоков» — способом соединения цепочек электрическим зарядом. Из всего этого множества ученый выделил вещество, которое было наименее ядовито и вместе с тем наиболее эффективно связывало почву. Таким свойством

обладал ПАМ, каждая цепочка которого состояла из 30 тысяч молекул акриламида и была заряжена отрицательно. Как показали опыты, лучше всего защищают от эрозии вещества с таким знаком.

Применяемый при очистке сточных вод полимер собирал мельчайшие частички всевозможных загрязнений в большие комки, которые затем удерживались фильтрационными решетками. На это его свойство и надеялись ученые, применив для борьбы с эрозией. Надежды оправдались — частички почвы, заряженные положительно, отрицательными волокнами ПАМа как бы склеивались, цементировались, что не позволяло им уноситься с водой.

До конца механизм взаимодействия ученым еще не ясен. Однако результаты налицо: 10 частей ПАМа на миллион частей воды достаточно, чтобы всего за час эрозия почвы упала с 30 процентов практически до нуля. А все дополнительные рас

21