Юный техник 1994-05, страница 37

Юный техник 1994-05, страница 37

для того, чтобы капитан мог «поймать» ветер нужного направления, не утруждая гребцов понапрасну. Ведь им на борту нашлась бы и другая работа.

Представим такую картину. «Летучая рыба» появляется над неприятельскими войсками. Члены команды занимают свои места согласно боевому расчету. По команде Одни из них открывают люки и сбрасывают через них на головы врагов фугасы, другие поджигают фитили висящих по бокам гондол пороховых ядер, отвязывают фалы, на которых они висят, и сбрасывают на парашютах. (Заметим, такой способ бомбардировки при отсутствии у бомб взрывного механизма был весьма целесообразен: в зависимости от длины фитиля он позволял регулировать время взрыва, производя его на земле или непосредственно над вражеским войском.) Наконец, третьи ведут стрельбу ракетами, вылетающими из специальных станков с изменяющимся углом положения ствола. (Судя по сохранившимся документам, дирижабль планировалось вооружить ракетами образца ]807 года, которые в то время уже неплохо зарекомендовали себя на полях сражений во многих странах Европы и были на вооружении в русской армии.) Словом, появление над неприятелем одного-двух воздушных кораблей непременно привело бы к панике в стане противника.

Но история распорядилась иначе. Местом для строительства «летучей рыбы» была выбрана подмосковная дача Репнина. Аппарат изготовлялся на роскошном паркете главного зала. Естественно, работа в «домашних условиях», в обстановке строжайшей секретности создавала определенные трудности. Но инженерная сообразительность Леппиха проявилась и здесь. Так, для вычисления необходимого объема оболочки он осуществил сначала полную сборку гондолы, а затем, взвесив ее на крон-

J*

штейне, прикинул выкройку под фактический вес...

Однако не все проблемы решались столь просто. Отсутствие расчетов по сопромату сказалось, например, на деревянных веслах, которые при испытании неизменно ломались. Ведь тягу планировалось создавать им-пульсно — рывками, а значит, возникающие при этом нагрузки были бы достаточно велики. Изготовить же весла из металла не представлялось возможным — на даче не было даже кузницы. Да и времени оставалось в обрез — войска Наполеона были уж у стен Москвы.

Работы пришлось прервать. Оболочку и другие основные детали дирижабля срочно погрузили и вывезли в неизвестном направлении на 130 подводах, остальное уничтожили. В своем донесении Наполеону генерал Лауэр перечисляет, что обнаружено на даче Реннина: сожженная «лодка» с большим количеством винтов, гаек, гвоздей, крючьев (якорей), пружин; множество всякого рода снарядов; 180 больших бутылей купоросу; 70 бочек, и чанов особой конструкции (очевидно, ддя добывания водорода); столярные и слесарные инструменты...

Так закончилась история таинственного «летучего корабля», который так и не успел поучаствовать в сре-жении. Впрочем, судя по письмам Леппиха, Ра стоп чина и Александра 1, другие аэростаты, упоминающиеся под названием «Machine en petit» (машины малого размера), рассчитанные на экипажи из 3—5 человек, были построены и, главное, опробованы. Правда, жертвой бомбардировки стало... стадо овец, о чем в свое время много говорили в Москве.

31