Юный техник 1994-09, страница 36СЕКРЕТЫ НАШИХ УДОБСТВ Три из четырех кадров, сделанных в наши дни фотолюбителями, приходятся на цветную пленку. И не удивительно. От сочных цветных отпечатков «Кодака» трудно отвести взгляд. Каким образом фирма добивается таких результатов? Каковы горизонты современной цветной да и черно-белой фотографии? На эти вопросы наш специальный корреспондент В. Лобов попросил ответить представителя фирмы «Кодак» С.А. СТАЛЬНОВА. РАДУГА НА ПЛЕНКЕ— Сергей Алексеевич, давайте сначала выясним — эра черно-белой фотографии сегодня подходит к концу? — Вопреки статистике я все-таки полагаю, что отпевать ее рано. Вспомните, художники и поныне, хотя каких только красок не изобретено, все еще привержены к графике. Так и некоторые фотографы полагают, что черно-белый снимок порой выразительнее самого роскошного цветного. Иное дело, что сами черно-белые фотоматериалы должны стать иными. Вспомним, в основе их лежат соли серебра. А во всем мире осталось не так уж много этого металла. Последние годы на рынке все чаще появляются черно-белые материалы нового поколения, в которых серебра намного меньше. Это так называемые хромогенные пленки, такие, например, как XPLI фирмы «Ил-форд» и «Агфанан Варио-XI Профессионал». Они несколько различаются в деталях, но в основу их положен один и тот же принцип. Эти пленки разработаны на базе цветных фотоматериалов и обрабатываются в цветных проявителях. Казалось бы, это усложняет технологию. Однако на деле обработку можно вести в тех же машинах, где проявляются цветные негативные пленки, а сами новые материалы дают фотографу небывалые возможности. Например, пленки фирмы «Агфа» имеют два эмульсионных слоя, один из которых обладает высокой чувствительностью, а другой — низкой. В оба слоя введены ингибиторы, устраняющие последствия передержки. После цветного проявления и фиксирования-отбеливания на пленке образуется одноцветное изображение, создаваемое красителем, а не зернами металлического серебра. Благодаря этому изображение имеет исключительно высокую четкость, практически отсутствует «зерно» даже при значительном перепроявлении. Но главное — у такой пленки широкий диапазон. Обычно полагают, что XPLI имеет чувствительность 400 ед. АСА. Однако при надобности вы можете экспонировать ее и как 50 ед., и как 1600 ед. АСА. Все определяет режим проявления. Задавая его, вы тем самым как бы меняете ее реальную чувствительность в указанных пределах, в любом случае сохраняя высокое качество изображения. 34 |