Юный техник 1995-01, страница 27

Юный техник 1995-01, страница 27

сандро в, М. А. Марков и другие. Результатом стало создание первой в мире нейтринной лаборатории, организованной при Ровенской АЭС. На глубине 13 м под атомным реактором за слоем железа и бетона, в облицованном сталью зале собрали первый нейтринный детектор. Он представлял собой прямоугольный бак из прозрачного пластика, наполненный 250 литрами жидкого сцинтилля-тора — вещества, светящегося под действием попадающих в него ядерных частиц. Вспышки потом регистрировали фотоэлектронными умножителями. Световые сигналы превращались в электрические и переправлялись в память ЭВМ. Таким образом впервые была получена информация, доказавшая существование «неуловимых» частиц.

• • *

Но это были нейтрино в искусственных условиях — в недрах ядерных реакторов и ускорителей элементарных частиц. Ученым же хотелось зафиксировать и природные частицы. Ведь согласно теории, Солнце, как и другие звезды, должно быть их мощным источником. На Землю, по идее, ежесекундно обрушивается нейтринный ливень — миллиарды миллиардов частиц на каждый квадратный сантиметр!

Для поимки солнечных нейтрино в разных странах мира стали строить ловушки, или

нейтринные телескопы. Если обычные оптические приборы стремятся поднять повыше над землей — в горы, на спутники, то нейтринные, напротив, прячут поглубже в землю — в заброшенные шахты или, как это было у нас на Кавказе, прокладывают для них специальные штольни.

Толщи горных пород служат природным экраном, защищающим детекторы от воздействия других частиц, в первую очередь от космических лу-чей. Фотоумножители, с помощью которых фиксируют факт образования изотопа аргона, устанавливают таким образом, чтобы они реагировали на поток нейтрино, прошедший сквозь тело нашей планеты. Так больше вероятность, что в ловушку попадет именно искомое

Расчеты ученых неожиданно стали подтверждаться. Нейтринные телескопы заработали, регистрируя частицы. Победа? Увы! Количество обнаруженных нейтрино оказалось втрое меньше, чем должно быть. Суммарно на всех установках регистрировали 0,3 — 0,4 атома аргона в сутки вместо положенных 0,9. В чем дело?

Теоретики принялись искать обьяснения. По мнению Понтекорво, солнечные нейтрино могут в пути следования устраивать нечто вроде... маскарада с переодеванием. Из недр нашего светила они вылетают одного типа — электронные, однако по пути к Земле неизвестно почему две трети из них превращаются в час

25