Юный техник 1997-02, страница 15

Юный техник 1997-02, страница 15

ОКНО В НЕВЕДОМОЕ

довательский зонд, в декабре стартовал еще один. Это первые представители нового поколения космических аппаратов, небольших и недорогих. Каждый имеет марсоход и посадочный блок, который будет работать к качестве метео- и радиорелейной станции. Для посадки определены шесть возможных районов. Наиболее перспективной считается долина Арес в устье крупной реки, некогда прорезавшей слои горных пород и вынесшей сюда их обломки. Так что на небольшой территории можно будет познакомиться с геологической историей Марса.

Иной точки зрения касательно районов посадки и исследований придерживаются сотрудники Института микробиологии РАН М.В.Иванов и Ю.АЛеин. Поскольку метеорит с остатками органической жизни, считают они, мог попасть в космос, а потом и на Землю, будучи выброшенным из жерла вулканов, то и изучение Марса стоит начинать с мест, где очевидны следы тектонической деятельности. Самые молодые и самые крупные кратеры находятся в области Тарсис, поэтому именно сюда и следует направлять

космические станции. Здесь, вероятнее всего, можно обнаружить следы метанообразующих бактерий, а может, и их самих. Не исключено, что эти соображения будут учтены при организации будущих экспедиций, которые могут состояться в начале XXI века.

Как только посланные «Пасфай-деры» определят «перспективное место захвата образца», на Марс отправят роботов для сбора проб грунта и последующей переправки его на Землю. Если анализ образцов вселит надежду на возможность существования жизни на Красной планете, вероятность пилотируемой экспедиции возрастет. Ведь многие ученые считают, что из всех планет Солнечной системы после Земли именно на Марсе наиболее благоприятные для жизни условия.

Эрик Мак-Керни, один из руководителей НАСА, недавно заметил: «Наша задача на сегодня — осуществить всю техническую работу с тем, чтобы, когда настанет время для отправки экспедиции, быть к ней в значительной мере готовыми»... Исследователи занимаются самим проектом полета, его технологическими

проблемами и медико-биологическими аспектами экспедиции. Ведь она может продлиться около трех лет! Они намерены проработать проект до такой степени готовности, чтобы его можно было осуществить в ближайшие 7 — 8 лет.

Глядишь, и наши специалисты к тому времени оправятся от нокаута, в который их послал «Марс-8», и смогут принять участие в подготовке экспедиций на Красную планету. Ведь судя по всему, она будет международной.