Юный техник 1999-08, страница 76

Юный техник 1999-08, страница 76

КАК ВМЕСТИТЬ ШИРОКУЮ СЦЕНУ В УЗКИЙ КАДР

Исторически сложилось так, что кинокадр звукового фильма имеет соотношение сторон порядка 1,2:1, но многие сюжеты требуют увеличить его ширину. Как же это сделать, не заменяя во всем мире киносъемочную и проекционную аппаратуру? Очень просто. При съемке стали снимать изображение по горизонтали, втискивая широкую картинку в стандартный кадр А при проекции расширяют его, разворачивая весь экран.

Все это делают при помощи оптических приставок к имеющееся киноаппаратуре, названных анаморфотными. Особенностью анаморфотной оптики ячляется использование вместо привычных линз сферической формы линз эллиптических. Анаморфотные объективы получились достаточно совершенными, но из-за своей сложности недоступны для любителеи. Тем не менее при съемке панорамнь х кадров можно обойтись и без них.

В приставках, конструкции которых кы предлагаем, использованы не линзы, а... призмы с плоскими гранями. Основано их применение на простом эффекте. Если световод поток направить перпендикулярно входное грани, то, как известно, направление лучей в толще стекла не изменится покз они не встретят выходную грань, за которой находится воздушная среда. Здесь произойдет преломление лучей (рис. 1). Благодаря этому ши

' Л Рис.2

\ \ , .

рина S2 потока на выходе станет меньше входной S1. Чобы сохранить нормальную ориентацию камеры на снимаемый объект и получить дополнительное сжатие изображения по ширине, можно использовать комбинацию из двух геометрически подобных призм, установленных перед объективом (рис. 2). При этом масштаб изображения по вертикали не из

f

~д Рис.1

■ "А )

S1

\ ' ■ /S2

72