Юный техник 2003-04, страница 14

Юный техник 2003-04, страница 14

К завершению университетского курса он понял, что подвижность любого робота, его ловкость, как и его сообразительность, зависят прежде всего от уровня машинного интеллекта. Но как сделать машину сообразительной? «Да так же, как учат людей*, — решил Виктор.

Младенец приходит в наш мир, практически ничего не зная и не умея. Но уже с первых ыинут жизни он начинает учиться есть и пить, видеть и слышать, говорить и ходить... Учеба продолжается до глубокой старости.

Принципы самообучения ученые и конструкторы стараются сегодня заложить и в искусственный интеллект. В обиход робототехников с недавних пор вошел термин «нейрокомпьютинг». Так специалисты обозначают системы искусственного интеллекта, которые используют для решения разнообразных задач примерно такие же нейронные связи, что и человек. И добились уже определенных успехов — компьютеры, как вы знаете, играют в шахматы на уровне международных гроссмейсте ров.

Сотрудники фирмы «Умник», по словам Артюхова, сделали следующий шаг — наделили самообучающиеся системы еще более изощренным интеллектом. Виктор попытался рассказать мне, как это выглядит в теории, но я очень скоро понял, что ничегошеньки не понимаю.

Тогда Артюхов призвал на помощь еще одного сотрудника компании, менеджера по развитию связей, или, как он сам себя назвал, «болтолога» Альфреда Шаха. И веселый человек с грозной шахматной фамилией объяснил мне суть дела, так сказать, на пальцах.

— Как человек отличает, например, кошку от собаки? — стал рассуждать Альфред. — Обе лохматые, обе с хвостами, обе на четырех лапах... Однако малыш, который еще с трудом говорит, уверенно сообщает: вот это «киса», а вот это — «гав-гав»...

12