Юный техник 2003-07, страница 42Экспонат Парижского музея, получаются у различных исследователей. Так что единственное, что Дорланду удалось выяснить определенно, — «Череп из Лубаантума» и нижняя челюсть сделаны из одного кристалла горного хрусталя. Причем, если современные мастера, обрабатывая такие кристаллы, стараются, чтобы движения резца не совпадали с направлениями осей роста кристалла, иначе он может расколоться, то древние искусники ухитрились как-то обойти и этот запрет. При этом, учтите, им пришлось иметь дело с минералом, тверже которого на Земле только топаз, корунд и алмаз. Так что обработка такого хрусталя требует еще и огромного труда. По подсчетам Фрэнка Дорланда, мастера майя должны были работать круглосуточно из поколения в поколение в течение нескольких веков. Или, еще точнее: на обработку черепа ушло около 7 ООО ООО часов, что соответствует 800 годам круглосуточной работы. И добро бы «Череп Рока» был уникален. С конца XIX века в Музее Человечества в Лондоне появился еще один. Он сделан грубее, чем находка Энн Митчелл-Хеджесс, но тоже очень давно. Помимо этого объекта есть еще и так называемый череп «Е.Т» из дымчатого кварца весом около пяти килограммов, принадлежащий Ван Дитен — собирательнице древностей из Нидерландов. Она приобрела его в Гватемале в 1991 году. «Трофей» Лондонского музея 1 0 |