Юный техник 2007-06, страница 29подобное предположение — уже не первое. Несколько лет назад уже выдвигалась гипотеза, что знаменитый Леонардо да Винчи при создании своих композиций прибегал к помощи своеобразной камеры-обскуры. Более того, согласно одному из предположений знаменитая Туринская плащаница, на которой отпечатались лик и фигура Иисуса, на самом деле представляет собой одну из первых... фотографий, сделанных Леонардо. Тем не менее, споры по этому поводу идут настолько яростные, что Дэвид Хокни и Чарлз Фалко были вынуждены смягчить свою позицию, сказав, что нельзя понимать все так буквально. Дескать, художники Возрождения не копировали целиком натуру с помощью оптических систем, а лишь частично, чтобы облегчить себе вырисовывание наиболее ответственных деталей. А все остальное изображали с натуры и по памяти, как это делают и современные живописцы. «Впрочем, мы не видим ничего плохого в том, что технические достижения помогли прогрессу живописного искусства, — говорит профессор Фалко. — Ведь и сейчас художники зачастую используют фотографии изображаемых ими людей в качестве пособия в своей работе. Это ничуть не умаляет их мастерства». |