Сделай Сам (Знание) 1991-01, страница 5

Сделай Сам (Знание) 1991-01, страница 5

на бронзовой решетке — камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром

В Дпевнем Риме ценили бани и как средствб от многих болезней. Е частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128—56 голы до н. э.) за его приверженность к банному водоле чению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,— утверждал Асклепиад — завладеть вниманием больного,, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни» Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мозня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие ~ иностранные путешественники. Слеа-рий (немецкий ученый 1603—^ 1671 гг.) совер'щивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко депжатся обычая мыться в бане .. а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеа-рий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмит-рий — чужестранец потому, что он не любил бани «Русские,— сообщает Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которой они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на ' улицу, как мужчины, так и женшчны,. и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело,, будто мылом, и потом снова чдут в баню».

Постройка бань разрешалась всем,

у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно: муж чины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И толь ко в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мытося мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омове ние: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот| кто понимает толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы по мыться, сколько погреться и пропотеть Наши предки любили пивторять: «Где тепло, там и Добро».

В ванне благоустроенной кваэтире аффект бани, и сожалению, недостижим. А именно прогреьание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и си стем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защит ных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечнососудистую, дыхательную, терморегули-рующую и эндокринную системы у большинства людей Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности

В последние годы у нас стало престижно, модно посещать финскую сауну,' а не русскую парную баню. А ведь настоящая финская наоодная сауна ничем не отличается от русской парной бани. И в русской

4