Сделай Сам (Знание) 1995-04, страница 60

Сделай Сам (Знание) 1995-04, страница 60

задаче раздела, позвольте сделать небольшое отступление.

Просьба и совет: читать все это терпеливо, не спеша, вникая в каждое слово. Автору хорошо известно, сколько возникает вопросов даже при «живом» объяснении, когда, казалось бы, все «разжевано». Этот опыт здесь максимально учтен.

Можно сказать, что существуют как бы два основных принципа шитья (условно их можно назвать «французский», когда вещь делается на один сезон, даже на один вечер, и главное в ней — не старательная обработка, а свежесть, легкость, обаяние только что воплощенной «сиюминутной» идеи; и «английский» — когда все основательно, солидно, «на века» и даже отчасти вне моды). Это не следует понимать как различие в обработке «легкого» и «верхнего» ассортимента, тут речь о другом: это и стиль, то есть отношение к одежде вообще, и требования возраста, и назначение каждой отдельной вещи.

Однако, какой бы принцип вы ни выбрали, все равно работа должна быть прежде всего грамотной, тщательной и чистой. Наберитесь терпения: любое шитье, чем ближе к желанному завершению, тем труднее. Чисто физически приходится иметь дело со все возрастающей массой материала, психологически раздражает необходимость переделок, досадные ошибки. Даже без них хочется поскорее закончить, а операции усложняются, требуют особого внимания, не терпят спешки. Ну что тут посоветуешь! Остается только призвать к терпению и любви, ибо без любви заниматься нашим ремеслом трудно и почти бессмысленно.

Несколько слов о ручных работах. В некоторых пособиях для домашнего шитья настойчиво рекомендуется избегать ручных приемов шитья, стремиться к «фабричному» виду изделий. Нет, я вовсе не предлагаю шить допотопными методами. Но за ручные работы хотелось бы замолвить словечко. Можно их разделить на три вида: вспомогательные, или временные (наметка, сметка и т.д.); основные, или постоянные (подшивка низа, пришивание пуговиц и др.); отделочные (от прикрепления кружевного воротничка до художественной вышивки, мережки, блесток и пр.). Если мы с вами шьем кустарно, а не поточно (причем никто не мешает достичь уровня авторского модельного

костюма), шьем что-то особенное, пусть и простое, но не ширпотреб, так зачем нам торопиться? Тем более, что многие приемы машинной обработки требуют изрядной практики, с одного раза их, пожалуй, не освоишь. Поэтому во многих случаях разумнее прибегнуть к ручной работе, с которой легче управиться. Сделанная с любовью, она никогда не испортит самого элегантного наряда. Мало того, изящно исполненные приемы шитья приносят такое же удовлетворение, как художественная вышивка или другое рукоделие.

Ниточка, иголочка...

При единичном исполнении одежды ручные работы иной раз составляют большую часть процесса, например, если материал сложный и требует неоднократного сметывания, заметывания. Все ручные стежки по характеру делятся на прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные. Присмотревшись внимательно, мы увидим, что можно разделить их еще проще: на прямые, т.е. не делающие обратного хода («вперед иголку», косые, /«силки» и др.), и возвратные («назад иголку», «козлик», «тамбур» и др.). Кроме того, каждый вид стежков применяется как временный или постоянный (многие и так, и этак, в зависимости от случая). Соответственно выбираем нитки: для наметывания, сметывания — специальные низкосортные, вроде штопки, или обычные № 50, 60; для обметывания, подшивания — хлопок, синтетику, шелк. Иглы — с учетом вида стежков: длинные (№ 1, 3, 5) для скорой, крупной наметки, заметывания; короткие (№ 2, 4) для подшивки, укрепляющих швов. Толщина иглы — по материалу.

Не забудем про наперсток! В большинстве случаев ведем работу справа налево, иглу несем как бы к левому плечу, нитку на выходе из ткани и при затягивании возвратных стежков придерживаем большим пальцем левой руки (чтобы не путалась и чтобы регулировать затяжку). Иногда необходимо провести иглу вниз и затем вывести опять на поверхность отдельными движениями, «вертикальными» проколами перпендикулярно к ткани (как при вышивании на пяльцах). При ручной работе все шитье или рабочий участок должны быть расправлены, натянуты, чтобы не образовалась ненужная при-

59