Сделай Сам (Знание) 1996-02, страница 6

Сделай Сам (Знание) 1996-02, страница 6

ротами, ни путем, ни дорогою, а мышиными норами и змеиными тропами. Окину я своими ясными глазами на все четыре стороны, на море-окиян. Попадутся мне в полудороге 77 бесенков с полубесенком и посреди них сам сатана. Подойду я к ним близешенько, поклонюсь низешенько: взвейтесь 77 бесенков с полубесенком и сам сатана, полетите на море-окиян, на остров Буян. На острове Буяне лежит железная доска, под этой доской лежит тоска — тоска-тоскуча, горе-горюче. Доску подымите, тоску возьмите в свои ручки, носите не уроните. На землю уроните — земля загорит, на воду уроните — вода загорит. Вложите ее рабе Божьей, красной девице (имярек), в хожалые ножки, в махал ые ручки, в черные брови, в ясные очи, в ретивое сердце, чтобы она, красная девица (имярек), в еде не заедала, меня в питье не запивала, чтобы она меня на уме держала, казался бы я ей (имярек) краше красного солнца, милее отца-матери, всего роду-племени, чтобы она, красна девица (имярек), в пляске не заплясала меня, в гульбе не загуляла.

Будьте мои слова все востры и быстры, крепче камня серого!

Которые слова переговорил — будьте назади, которые не договорил — будьте впереди. Моим словам ключ в небе и замок. Свои слова замкну, а ключ в море-океян опущу.

кто может красной девице пособить от этого заговору, тому за щеки щепота, за ноги ломота, из себя кровь сосать, на себе одежду рвать».

А как же избавиться от «присушки»? Да отворотом. Взять иглу без ушка и произнести слова: «Как не найти тебе (имярек) ушко этой иголки, так не присушить тебе меня, красной девицы (имярек)!» — и воткнуть в край своей рубашки, когда догадаешься, что такой-то тебя намерен «присушить».

В семейных празднествах, при приеме сватов или торговой сделке в избе — в каждой церемонии печке отведена своя роль. Вот творит малый чин хозяйка: обносит, пригубив, чарками с вином, а потом встанет у печи, заложив руки за спину. Этим она выказала высшее уважение гостям.

Как должное принимал крестьянин и некоторые неудобства, связанные с печкой. Ведь за припечком или под печкой, в печуре, селится домовой. Отсюда и поговорка: «Вылез, как чур из печу

ры». По одному поверью домовыми становятся умершие родственники. По другому — из-за вины то ли Ноя, то ли Ааама. Бог попросил кого-то из них показать всех своих детей, тому было совестно вести такую ораву, часть попрятал, они и стали домовыми, полевыми, лешими и водяными.

Домовые, говорят, с виду похожи на людей, некоторые считают, что у домового есть сходство с хозяином дома. Супруги домовых — домахи, или домо-вихи, — являются людям в белой одежде. Домовой близко к сердцу принимает хозяйские интересы. А вы думали, почему в доме стены помогают? Домовой печется о хозяине. Он плачет, стонет среди всеобщей полуночной тишины, предвещая новость стуком в дверь, в стены избы. А то кладет руку на спящего хозяина: космата и тепла — к добру, голая и холодная — к беде.

В каждом доме, в каждом подпечке может жить только один домовой. Бывает, своего вытесняет наброжий, пришлый. Этот может накликать всякие неприятности; чарует коров и отнимает у них молоко, озорничает во дворе или около дома. Не всегда делается такое по злобе. Чаще потому, что борется с другими бродячими домовыми, которые тоже бы не прочь жить тут оседло. Как видим, и в бестелесном мире существуют проблемы с жилплощадью.

Помогая «своему» домовому, архан-гельцы разбрасывали по углам чертополох для изгнания чужаков. Сибиряки и крестьяне Центральной России оберегали домашний очаг, перешагнув через огонь при заселении дома...

Не только от тоски по патриархальному прошлому живет в нынешней деревне русская печь. Живет рядом с природным газом, с моднейшими отопительными приборами.

В сельском доме она не дань старине — венец народного строительного искусства. Крестьянина привлекают в ней простота конструкции, универсальность и довольно высокая экономичность. Вот почему сохранилась в бьпу самобытная русская печь в наш так много отвергнувший век.

Из мглы веков

По годам она глубокая старушка. Русская печь появилась на свет, чтобы в нашем суровом климате люди могли

5