Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 51нетрудно изготовить самостоятельно: на две деревянные рамки размером 44x29 см и толщиной 2 см набивают мелкую металлическую сетку. Работа ведется аналогично предыдущему способу. В сетку закладываются шесть, максимум десять «слоев» растений с прокладками (2—3 сложенные газеты). Чтобы избежать налипания частей растений друг на друга (при этом происходит деформация и изменение окраски), прибегают к дополнительным прокладкам из ваты или фильтровальной бумаги. Их кусочки вставляют в нужных местах, изолируя лепестки друг от друга. Закончив закладку растений, стопку укладывают в сетку и прочно увязывают крепким шнуром. Просушку ведут в хорошо проветриваемом помещении, лучше в подвешенном состоянии, не забывая ежедневно менять прокладки. Для ускорения сушки иногда прибегают к дополнительным тепловым источникам: сушильный шкаф, духовка, печь, электрообогреватель, батареи отопления. Перед закладкой в гербарную сетку растений с сочными стеблями (тюльпаны, нарциссы, дицентра), их разрезают лезвием, ножом продольно и выскабливают сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербе-ра, роза) разделяют вдоль пополам. Не только цветы, но и... Мох, часто используемый в композициях из засушенных частей растений, сушат так же, как и листья. Проглаживают теплым утюгом, кладут под груз или закладывают в гербарную сетку. Изумительный по красоте и изяществу материал получается из нитчатых водорослей. Обращение с ними требует осторожности. Вытянутый из воды пучок слегка отжимают фильтровальной бумагой. Затем с помощью пинцета закладывают в газетную «рубашку» и расправляют шилом, иголкой, добиваясь при этом образования ажурного зеленого облачка. Рубашку с прокладками укладывают под легкий груз. Широкие крупные листья кукурузы и обвертки от ее початков — отличный материал для изготовления фона пейзажей. Их аккуратно разглаживают утюгом, стараясь избежать образования складок, а затем, переложив листами плотной бумаги, помешают в толстую большую книгу. Для получения четких графических изображений на контрастном фоне заготавливают подземные части растений. Нежные мочковатые корни, тщательно расправив, укладывают под пресс. При всех способах плоскостного высушивания растений определить конец сушки довольно просто: нужно взяться за край лепестка, стебля, и если растение не сгибается, а остается прямым — процесс закончен. Высушенный материал желательно классифицировать по отделам: «листья», «травы», «цветы», «хвоя», «корни», «лепестки»... Разработка рисунка Непосредственному выполнению композиции в материале предшествует определенная творческая работа, требующая от автора тонкого художественного вкуса, способности видеть красоту, чувствовать материал. Прежде всего определяют сюжет картины, ее возможное название, цветовое решение, формат. Содержание рисунка может подсказать само растение. Иногда образ возникает при рассмотрении альбомов с цветными фотографиями, картин художников, всевозможных рисунков, при пристальном взгляде на окружающую природу. Для более точного представления о предстоящей работе разрабатывается эскиз, хотя вполне достаточно будет схематично набросать рисунок и в процессе работы держать его перед глазами. В ходе выполнения работы он дорабатывается, уточняется, вносятся коррективы в цвет, в форму, в сам сюжет. Подготовка основы Для создания картин из засушенного природного материала идеальным будет грунтованный картон, специально выпускаемый для художественных работ. Но с успехом подойдут: ватман и полуватман; типографский и упаковочный картоны; ткани из шелка, хлопка, шерсти, льна, бархата; велюровая (бархатная), наждачная или плотная цветная бумага; фанера и оргалит. Можно делать оригинальные композиции на выструганных дощечках, спилах деревьев, плетенках (из лозы, соломки, шпона, макраме), на бересте, циновках и т.д. Цветную или бархатную бумагу следует предварительно наклеить на картон клейстером или разбавленным 50 |