Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 53ны и постепенно переходя от крупных листьев к более мелким, от краев к центру. При этом необходимо следить, чтобы нижняя часть каждого растения была перекрыта частью следующего. Когда композиция будет полностью составлена и внесены соответствующие поправки, осторожно, листик за листиком, цветок за цветком отделяют детали от основы, смазывают клеем и прикладывают на фон. Аккуратно приминают и проглаживают (лучше через лист бумаги) пальцем или тыльной стороной руки. Детали изображения можно фиксировать и без клея — с помощью ниток нейтрального цвета, проложенных редкими короткими стежками. Иногда прибегают к смешанной технике: крупные детали пришивают, мелкие — приклеивают. Тополиный или иной пух, а также всевозможные волокна, ввиду их легкости, хорошо скрепляются с шероховатой поверхностью бархатной бумаги без всякого клея. В работах, где присутствуют изображения ваз, корзиночек, строений и т.д., прибегают к использованию вспомогательных материалов и приемов. Это могут быть соломка, шпагат, полоски бумаги и даже небольшие подрисовки. Со временем у каждого художника-флориста появляются и свои маленькие открытия. Вот некоторые из них. Чтобы придать изображаемому на картине небу оттенок голубого цвета, берут листья комнатного растения каприфоли. Их укладывают в морозилку холодильника, отчего они быстро синеют. Листья кукурузы лучше клеить маленькими полосками, тщательно при-, тирая гладилкой или не очень горячим утюгом. Появление морщинок, неровностей в этом случае исключено. • Для изображения кроны деревьев хорошо подходит мох или листья лопуха. Крупные листья лопуха предварительно обрабатывают: по поверхности свежесорванного листа бьют железной щеткой до тех пор, пока он не превратится в «кружево». Затем, не смещая битый лист с бумаги, его закладывают в пресс. В ходе работы от высохшего листа отрывают пинцетом кусочки и «моделируют» крону любого дерева. Крону деревьев можно также получить из крошек измельченного сухого листа. Поверхность будущей кроны смазывается тонким слоем клея, а затем это место присыпают листовой крошкой. • Изображая на картине стволы берез, лучше всего использовать бересту. При этом следует помнить, что в нижней части дерева она всегда более темная, с неравномерными пятнами. Оттеняют бересту легким подкрашиванием разбавленной черной тушью, акварелью. • Порой самые неожиданные материалы используют в аппликациях. Среди них и «иголки» хвойных деревьев. Хвоинками ряд за рядом, впритык или частично накладывая друг на друга, заполняют детали изображения, используя при этом клей ПВА. При необходимости длину хвои можно менять, подстригая ее ножницами. Отделка изделий Прежде чем работу «запрятать» под стекло или прозрачную пленку, ей следует день-другой отлежаться. Свежим взглядом оценивают «нарисованную» картину, вносят какие-то «штрихи», цветовые пятна, недостающие детали. Подкрашивание и подрисовывание крайне нежелательно, так как ведет к далеко не всегда оправданному смешению изобразительных техник. Законченную картину необходимо окантовать под стекло. На картон подходящего размера укладывают получившееся изображение, закрывают чистым стеклом и все вместе закрепляют большими канцелярскими скрепками. С изнаночной стороны укрепляют петельку из тесьмы. Нарядней работа будет смотреться с кантами из пластыря, а еще лучше — из цветной бумаги. Полоски бумаги, по цвету гармонирующие с изображением картины, шириной в 5—6 сантиметров наклеиваются (клей ПВА или казеиновый) узкой каймой в 1 сантиметр на стекло. Остальная часть загибается на заднюю стенку основы. Стекло можно заменить полиэтиленовой или целлофановой пленкой. Чтобы пленка не сморщилась и всегда была натянута, ее укрепляют в специально изготовленной рамке. Из картона ножом вырезают рамку, внутренние размеры которой меньше «полотна» картины примерно на 2 сантиметра (рис. 3). Внутренние края рамки оклеивают полосками бумаги шириной в 3 сантиметра. Далее на лист 52 |