Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 112

Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 112

без каких-либо предварительных прорисовок.

Небезынтересно происхождение самого термина СИЛУЭТ. Связан он с именем французского министра финансов Этьена де Силуэта, который, следуя моде, очень увлекся вырезанием из черной бумаги различных фигурок. Арсенал выразительных средств резчиков по бумаге очень скуп — маленькие острые ножницы, реже — нож и тонкая, гибкая бумага с немахрящимися краями различных цветов и оттенков.

Наиболее популярны во все времена были так называемые теневые профильные портреты. Для их «написания» необходим источник света (свеча, настольная лампа...) и лист бумаги, между которыми помещают портретируемого. Падающую тень обводят контуром, уменьшая при необходимости через пантограф, и заливают тушью. Контур можно нанести на изнаночную сторону цветного листа бумага, а затем, вырезав, наклеить на основу контрастного цвета. Наконец, теневой профиль можно попробовать вырезать на глаз, однако поначалу придется перевести немало бумаги, прежде чем резные портреты-силуэты станут узнаваемы.

Не менее любимы в прошлом были многодетальные вырезные работы, отражающие сцены охоты, семейной жизни, празднеств, картины природы, фантастических животных, библейские темы и так далее, образующих свободные силуэтные композиции. Выполняются такие работы как с предварительной прорисовкой деталей и последующим вырезанием их, так и на глаз, что требует от исполнителя цепкой, богатой образной памяти, отточенности движения пальцев рук, мастерского владения ножницами. Вырезанными поочередно деталями заполняют контрастный фон основы и аккуратно закрепляют капельками клея (рис. 2).

Пользуясь приемом силуэтного копирования, создают не менее выразительные

и оригинальные теневые работы, будь то профильные портреты или свободные композиции. Берут фотографию или рисунок с выразительным контуром изображаемого объекта и наклеивают резиновым клеем на черную бумагу. Затем ножницами выкраивают выбранный рисунок и отделяют от него черную бумагу, которой заполняют светлую поверхность основы (рис. 3, 4).

Искусство силуэта нашло свое отражение и развитие в фотографии. Имея дома нехитрое лабораторное оборудование, можно заняться фотокопированием. На листе бумаги (при красном освещении) раскладывают непрозрачные предметы замысловатой формы. Это могут быть и вырезанные из плотной или черной бумаги изображения, растительные и животные объекты, предметы обихода и так далее. Включают направленный свет от фотоувеличителя или настольной лампы (выдержка дается примерно от 5 до 10 с), проявляют, а затем закрепляют получившееся изображение. Данный способ светокопирования получил свое творческое развитие и хорошо известен в кругу любителей и профессионалов фотографии как искусство фотограмм.

Помимо широко распространенных, традиционных форм гравирования на металле, дереве, линолеуме, есть и мало кому известный прием, построенный на использовании силуэтных вырезок. Называется он вырезная бумажная гравюра. Из куска плотной бумаги вырезается узор, изображение. На поверхность полученного силуэта, с которого делается оттиск на будущую картину, валиком наносится тонкий слой краски. Потом вырезают следующую деталь изображения, также раскатывают краску, но уже иного цвета.

Рис 2. Искусство силуэта: Ф.Толстой. «Сцена

в людской»

110