Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 111

Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 111

В.А.ВОРОНОВ

Если хочеться рвать, метать... и резать

Вы, конечно, помните ставшую крылатой фразу секретарши из кинокомедии «Волга-Волга»: «Просто хочется рвать и метать, рвать и метать...»

В самом деле, жизнь наша изобилует ситуациями, когда рвать и метать хочется с особой силой, но этот разрушительный порыв можно направить в созидательное русло. Тому, как можно рвать, метать и резать бумагу в творческом порыве, посвящена эта статья.

Рваный контур. В основе этой простейшей техники декоративно-прикладного искусства лежит сочетание неправильных ломаных линий и светлой бахромы волоконцев, образующихся по месту обрыва, вырывания отдельных деталей или всего

Рис. 1. Работа, выполненная в технике рваного контура: а, б — из целого листа бумаги; в — из отдельных нарванных кусочков бумаги

изображения в целом, скомпанованных в единую картину (рис. 1).

Для получения «рваноконтурной» картины на изнаночную сторону бумаги наносят контур будущего рисунка. Затем целиком или по частям обрывают его. Остается получившуюся «диковинку» наклеить на бумагу, картон или иную основу контрастного цвета.

Из разноцветных кусочков рваной бумаги, размеры которых зависят от габаритов будущей картины, можно выполнять необыкновенно красивые мозаики. Паутинка просветов и белесая каемочка вокруг каждой выщипанной детальки придают им особое очарование. Выполнение подобных картин подводит к весьма важному выводу: в работе с цветной бумагой отходов быть не может.

Силуэт. Свойство предметов отбрасывать при определенной освещенности свою четкую, строгую тень было давно подмечено человеком и использовано в изобразительных целях. Художественный эффект этого природного явления одними из первых по достоинству оценили мастера Древнего Китая, Японии. «Китайские тени», выполненные тушью единым черным пятном, со сверхвыразительными внешними очертаниями, были широко распространены и известны вплоть до середины XIX века. Иногда нарисованные на бумаге фигурки вырезали и наклеивали на плотную бумажную основу с контрастным фоном Отдельные мастера-виртуозы вырезали изображения ножницами из бумаги, работая непосредственно с натуры,

109