Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 142

Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 142

мают из раствора квасцоз и опускают в краситель, кипятят 1 ч, затем охлаждают вместе с отваром, полощут в холодной воде и сушат.

ЯБЛОНЯ ДИКАЯ. Листья и кора издавна использовались для крашения Листья дают красный и красно-коричневый цвета, кора — золотисто-желтый, лимон-но-желтый и коричнево-желтый.

Золотисто-;,селтый — i00 г сушеной коры яблони, 20 г квасцов Кору измельчают, вымачивают сутки и в той же воде кипятят 3—4 ч. Красят с одновременной поотравой.

ЕЛЬ. Чаще всего используют шишки, но можно и ветви, и кору. Еловыми шишками красят в различные оттенки коричневого, зелено-желтый, хвоей — в зеленый цвет. Шишки используются молодые и старые. Зеленовато-желтый цвет — 300 г еловых шишек, 6,5 г медного купороса. Шишки рубят и измельчают, затем кипятят 4 часа. Отвар процеживают и растворяют в нем медный купорос. Ткань опускают в отвар и кипятят 30 мин, после этого оставлю ют в нем на 12 ч, затем прополаскиваю! в холодной воде и сушат.

Красивые тона дают также чай, кофе, луковичная шелуха, хна и басма, которые можно купить в магазинах. Природные материалы хорошо комбинируются между собой. Нужно только творчески подойти к процессу покраски.

В рецептах встречается слово «програ-ва, протравить». Что это значит? Протравы, или закрепители, используются для того, чтобы краска «не побежала». Для за крепления на ткани красителя используют различные протравы: муравьиную кислоту, рассол квашеной хапугты, квасцы, медный купорос, железный купорос, соль, уксус, березовую золу. Часто от вида закрепителя или способа закрепления зависит и окраска. При окраске растениями сильнее окрашиваются шерстяные материалы, а слабее — шелковые, льняные и хлопчатобумажные. Цвет того изделия, которое красится, можно сделать плотнее, если высушить, не прополаскивая, а затем еще раз прокипятить в том же растворе Весь процесс можно повторить несколько раз до получения необходимого оттенка.

Существуют три способа протравки: протравка и окраска проходят одновременно (см. рецепты выше), предварительно проходит протравка, и, наконец, после крашения следует протравка.

Для протравки приготавливают раствор отдельно, например: на 100 г материала берется 2—3 л воды, 4 г квасцов,

140

или 1 г медного купороса, или 0,5 г железного купороса или 1 г хрома

Для пол} чения светлых тонов в ходе протравки (которая может изменять тон окраски в обе стороны, то есть или высветлять, или затемнять) добавляют квасцы, уксус и оассол квашеной капусты Темные тона получают при протравке медным или железным купооосом. Медный и железный купорос можно купить в садово1чес,сих магазинах, а квасцы — в аптеке.

После окраски материал прополаскивают в холодной воде несколько раз, как уже указывалось в рецептах, затем стир ают в теплой уыльной воде с использованием раствора хозяйственного мыл? Стирка тоже служит закрепителем красителя. После мыльного раствора прополаскивают в теплой воде 3—4 раза. Если краска закрепилась недостаточно, ткань прополаскивают в крепком горячем отваое ягод можжевельника. Сушат изделие в теплом, но не горячем месте и не на солнце.

Для примера, как работать в узловой технике, мы предлагаем выполнить два женских шарфика, в которых узлы завязываются по-разному.

1) Сначала выбираем материал Для шарфика лучше всего выбрать тонкий и легкий натуральный шифон. Он может быть белым или кремовым, а также какого-либо другого светлого оттенка (рис 1)

Ткань должна быть большего размера, чем будет готовое изделие, если мы хотим, чтобы шарф в готовом виде был например, 115x20 см, то берем кусок ткани 120x25 см.

2) Ткань стираем в теплом растворе хозяйственного мыла, высушиваем по возможности в расправленном состоянии и гладим утюгом во влажном виде

3) Готовим веревку для завпзывания узлов. Часто используется хлопчатобумажная или бумажная, но можно использовать и искусственное волокно. Главное, чтобы веревка была прочной, не рвалась при сильном натяжении и не красила ткань, а также не растворилась при кипячении. Сейчас можно найти много различных «завязок», например, капроновые, использующиеся при перевязывании мешков с крупой.

Подготавливается также пластиковая подкладка под веревку — полоска При ее использовании круги и полоски получаются четче и чище.

4) Готовим красящий раствор по вышеперечисленным рецептам или по рецепту из купленного пакетика краски.