Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 91Н.Н.ЛОГИНОВА Мед не хвала, а всему голова___И мы видали, как бояре мед пивали...С древних времен на Руси самым популярным напитком была медовуха! Недаром все сказки, притчи заканчиваются словами: «И я там был, мед-пиво пил...» А помните, как Садко выбирал товарищей в свою дружину искать страну счастья? Не удалось свалить одним ударом после чаши хмельного меда — значит, подходит! Из истории нашей мы знаем, что великая княгиня Ольга, будучи у древлян в 945 году, повелела жителям Искоростеня приготовить для нее меду, которым она хотела угостить их самих, справив тризну по убитому ими князю Игорю. Трагически закончился этот спектакль, разыгранный мстительной княгиней, крепок оказался мед, сваренный русичами... Та же Лаврентьевская летопись упоминает о грандиозном пире 996 года, устроенном в память Ольги князем Владимиром. Приказал тогда князь сварить 300 бочек меда. А еще отмечает летопись, что варили-то его специальные медовары Особой славой пользовались монастырские меды, ведь в XV веке великий князь Московский Василий III запретил варить меды свободно, отдав выгодный тот промысел в руки государства и церкви. Крупнейшим производителем «медового напитка» скоро стал и долго им оставался Тро-ице-Сергиевский монастырь близ Холмогор. Неоднократно посылал к монастырским медоварам на выучку своих поваров царь Алексей Михайлович, сам любивший побаловаться горячительным напитком. Но где же сейчас этот таинственный напиток, веселивший, но подчас и валивший с ног самых выносливых? Его рецепт считался утерянным. Но не будем спешить, в русской глубинке он-таки сохранился, вот только крайне жаль, что вышел из употребления. Сожалели об этом уже в прошлом веке, потому что «.. в старину живали деды веселей своих внучат. Тогдашние пиры были весельем, теперь же народ пьет водку, которая его одуряет, и он грустит и безобразничает», — вот как писали в том столетии, а что говорить нам... И не мудрено, что мед пользовался популярностью, — алкоголь меда обладает иным увеселительным свойством, чем водка. Хотя в переводе с греческого (а слово «мед», знаем, не славянского происхождения) означает «опьянение», но его можно сделать любой крепости и сладости. Чем более будет сахару, тем крепче будет мед, но и в этом случае не будет он так дурманить голову. А если не всему сахару перебродить в вино, то брожение будет продолжаться, в бутылке разовьется углекислый газ, как в шампанском, и будет уже шипучий мед. От долгого же хранения в меде разовьется и особый аромат. Меды были в прошлые времена самые разнообразные: вишневый, смородинный, можжевельный, оборный, приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский. А для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали в мед. Даже «Домострой», а это памятник XVI века, целую главу по-святил правилам о приготовлении различных медов. В давние времена, когда сахар у нас еще не был известен, вино, пиво и водки подслащались только медом, и поэтому медом назывались на Руси всякие напитки. Напиток из меда с водой, хмелем и пря-ностями мог быть: вареный, бутылочный, питейный, броженый, кислый. Если его парили, глухо замазав, в вольном духу или переваривали на ягодах, то получали ставленый и ягодный меды. Но мед не только для увеселения — он полезен от болезней желудка, кишечника, при нервных, легочных и сердечных заболеваниях. И во времена, когда не было медикаментов, готовили всевозможные медовые напитки — приятные и лечебные одновременно. Мед, повторим, был на Руси столь популярен, что отражен и в народном календаре. День тот, второе октября, так и именовался: «Зосима — заступник пчел, лакомый стол». В этот день ставили ульи в омшаник, готовили к зиме, собирали мед. Лакомились, приговаривая: «Улья в погреб ставь, праздник меда правь». Праздник длился со 2 по 10 октября — пчелиная десятина, молодежь устраивала в эти дни вечерки — выбирали женихов. 89 |