Сделай Сам (Знание) 1997-04, страница 142

Сделай Сам (Знание) 1997-04, страница 142

ветствующую посуду. Полученную массу выкладывают на картонку, подложив предварительно кусок полиэтиленовой пленки, и высушивают. Сушка ускорится, если поднос с опилками поместить на теплую батарею, печку, под солнечные лучи:

Высохшие цветные опилки представляют собой слипшуюся в комочки массу, которую необходимо измельчить. Их перетирают подушечками пальцев или раскатывают стеклянной бутылкой, другим округлым предметом. «Краски» готовы. Их рассыпают по широкогорлым баночкам с завинчивающимися крышками и устанавливают в общую коробку.

Основа, подбираемая под картину, должна быть достаточно плотной. Это может быть толстая чертежная бумага или тонкий картон, если поделка небольшого размера. Фанера, оргалит подойдут для более крупных работ. У последних особенно тщательно, с использованием «шкурки», обрабатывают кромку. При необходимости (если опилки не будут покрывать всю поверхность) основу окрашивают в нужный цвет, оклеивают или окантовывают соответствующей цветной бумагой.

Подготовленный рисунок переводят на заготовку через отработанную копирку или продавливанием контура. Нанесенные линии позже закроются крупинками опила.

Для скрепления волоконцев опила с основой потребуется клей ПВА, дающий при высыхании прозрачную бесцветную пленку, БФ-2 или казеиновый. Из «инструментов» — пальцы рук для присыпки опила, карандаш или палочка (для вдавливания крупинок в клеевой слой). Желательно также иметь скальпель (для подчистки цветовых пятен), пинцет (для захватывания малых доз опила).

Прием рисования опилками довольно прост. Одну из размеченных деталей рисунка на основе обильно покрывают клеем. Затем берут щепотку опилок подходящего цвета и присыпают смазанный участок. Тыльной гладкой стороной карандаша, ручки, палочки вдавливают крупинки опила в клеевое пятно. Тут же переворачивают поделку и стряхивают неприклеевшиеся частички на чистый лист бумаги, ссыпая их затем обратно в емкость. Подобным образом заполняют всю плоскость картины. При всей аккуратности работы часть цветных опилок все же перемешивается друг с другом, образуя прекрасный дополнительный нейтральный цвет, используемый в дальнейшем как для заполнения крупных деталей рисунка, так и для фона.

Приобретя некоторый опыт рисования опилками в аппликативной технике, можно пробовать свои силы в более свободной, живописной манере исполнения, нанося мазки клея (можно и без предварительной размочки) разной интенсивности и присыпая их крупинками опила.

Даже при всей тщательности выполнения работы ее всегда хочется улучшить, довести до совершенства. Один из возможных вариантов здесь — окантовка под стекло. Такая работа, обрамленная полосками бумаги, ткани или просто вставленная в рамку, помимо своей эстетической законченности, идеально сохраняется от попадания пыли, выгорания на свету, осыпаемости. Но самый простой вариант — сверху приклеить защитную «рубашку» из бумаги. Для подвешивания законченных работ легко выполнить одиночную или парную петлю различной конструкции.

Можно вносить небольшие поправки и в сам рисунок. Осторожно подкрасить тот или иной участок картины густо разведенной акварелью, гуашью, сделать какую-либо деталь более насыщенной по цвету, наконец, выделить мелкие, пропущенные фрагменты. Краску лучше наносить приемом торцевания, как бы набивая ее в шероховатую поверхность кистью.

В отдельных случаях работу полностью выполняют из неокрашенных опилок. После высыхания клея отдельные части поверхности рисунка тонируют, раскрашивают, обводят контуры и т.д.

* * *

Опилки в умелых руках неплохой материал для... лепки. Также сначала просушивают и просеивают исходное сырье. Варят густой мучной клейстер, на котором, слегка остудив, замешивают опилки. После тщательного «перелопачивания» получается однородная масса. Она и послужит необычным заменителем глины, пластилина. Правда, вылепить замысловатую фигурку вряд ли удастся, при пересушивании они частенько рассыпаются. Упрочнить массу можно за счет добавления в приготовленный клейстер ПВА или даже полном замешивании опилок в нем. Смоченными руками вылепливают заготовку. Их лучше делать небольшими, округлой формы. Просушивают в течение нескольких дней, после чего поверхность зачищают наждачной бумагой, сначала крупнозернистой, а затем все более мелкой. Вышлифованную поверхность игрушки раскрашивают гуашью, густой акварелью. Работу

140