Сделай Сам (Знание) 1997-04, страница 141крыть бумажные обои в коридоре или в ванной. Они станут водонепроницаемы и прочны. Кстати, для мытья моющихся обоев, окон, зеркал, плафонов ламп, любых окрашенных поверхностей хорошо использовать раствор марганцовки. В посуду с водой добавить кристаллики марганцовки до окраски воды в темно-розовый цвет. Поверхность после обработки моментально станет чистой и блестящей. Вопрос: Казанчеев В.П., г. Майкоп Расскажите о переработке древесностружечных отходов, опилок и т.п., а также о возможном выпуске из них разного рода поделок. Ответ: ВОРОНОВ В.А., г. Рязань Опилокнеобычная судьбаСреди несколько необычных, оригинальных поделок — декоративные панно, картины, рисунки, выполненные из опила. Так называют столяры, плотники древесные опилки, «выбегающие» из-под острия зубьев пилы. Порой это бросовый материал, но чаще, когда опилок скапливается много, их используют как мульчирующий материал в саду и огороде, при проращивании семян. Кому-то, наблюдая, как ровным золотистым слоем древесные «снежинки» засыпают стол, предметы, находящиеся рядом, образуя бархатный ковер, пришла идея: попробовать рисовать опилками. Достоинства материала налицо: опилки легко сортируются по «фракциям», окрашиваются любыми водными красителями, хорошо смачиваются клеем и «связываются» с различными основами, не дают бликов при рассматривании получаемого изображения. Но, пожалуй, самое главное — фактурность, шероховатость поверхности рисунка. Последнее придает картинам из опила некоторое сходство с работами, выполненными из речного песка, дробленых цветных камней. Поэтому занятие «опилковой» живописью может стать хорошей школой для освоения более сложной и тонкой техники работы с измельченными самоцветами и некоторыми другими сыпучими материалами. Технология рисования опилками отработана достаточно хорошо. Условно можно выделить пять основных этапов, отражающих суть работы: — составление рисунка; — подготовка опилок; — подбор основы и ее доводка; — непосредственное выполнение картины и, наконец, — окончательная отделка всего изделия. Рисунок в подобных работах носит чаще всего обобщенный характер без излишних мелких деталей. Поэтому выполняют его в основном в технике аппликации, наметив контурными линиями цветовые пятна изображения. Сюжеты самые различные: герои детских сказок, мультфильмов, картины природы, силуэты архитектурных сооружений. Рисунок набрасывают на не слишком плотной бумаге, в необходимом масштабе, по возможности в цвете. Собранные опилки, откуда бы они не были взяты, хорошенько просушивают и, что очень важно, просеивают через сито или иное приспособление. Одно из них — ткань, используемая в качестве оконной сетки, с достаточно крупными дырочками-ячейками. В банку или иную емкость насыпают опилки до половины объема, сверху, с припуском на подво-рот, накладывают ячеистую ткань и, отгибая края ее, закрепляют резинкой, бечевой. Переворачивают емкость и резко, многократно опуская и приподнимая ее, высеивают опилки. Время от времени сетку с застрявшими крупными волокнами снимают и протряхивают. В полученной горке «снежинок» все они одинакового размера, без сора, кусочков коры, крупных рваных волоконцев... Работать с таким материалом — одно удовольствие. Естественная цветовая гамма опила малопривлекательна, поэтому его, как правило, окрашивают в те цвета, в которых выполнен эскиз рисунка или задумана работа. Опыт подсказывает, что не стоит увлекаться многоцветностью изображения, вполне хватит палитры из 3—5 цветов. Используемые водные или спиртовые растворы красителей (тушь, чернила, гуашь, морилка, реже — акварель и др.) хорошо пропитывают крупинки древесины, окрашивая ее в нужные тона. Сама процедура окрашивания выглядит примерно так. В емкость, чуть больше ее половины, засыпают опилки. Заливают полностью (на 1 см выше уровня содержимого) красителем и осторожно, палочкой перемешивают образующуюся кашицу, пока она полностью не приобретет новый цвет. Дав некоторое время емкости с окрашенными опилками отстояться, излишки невпитавше-гося красителя осторожно сливают в соот 139 |