Сделай Сам (Знание) 1998-01, страница 23

Сделай Сам (Знание) 1998-01, страница 23

Сейчас уже далеко не все представляют, что такое набойка.

Набойка или набивка — вид народного или прикладного искусства, печатание на ткани цветного узора повторяющегося (раппортного) или уникального единичного. Делается она с помощью деревянных резных досок, медных пластин, укрепленных в деревянную форму. Эти формы назывались «манеры», «цветки». Набойкой называется не только процесс печатания, но и ткань, на которую нанесен рисунок.

Когда мы говорили о батике, то отмечали, что искусство украшения ткани зародилось в глубокой древности. Способы нанесения или воспроизведения узоров вручную были разнообразны. Ручное производство с течением времени совершенствовалось, придумывались различные приспособления, которые превратились в станки, и ручная печать заменилась механической более дешевой, но массовой. Можно было обслужить запросы множества людей. Все разнообразие современных тканей с рисунком шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и тканей из искусственных волокон корнями уходит в искусство набойки.

Если проследить, как совершенствовалась роспись, орнаментация ткани, то начать следует с того, что узоры на материю наносятся кистью от руки. Это первый наиболее древний этап. Сейчас мы называем такую технологию «свободная роспись». К этой технике прибегают театральные художники и художники, работающие по уникальным проектам, когда произведение необходимо в одном или нескольких экземплярах. Чтобы ускорить процесс и повторить узоры, ручная роспись была усовершенствована работой по трафарету: вырезался кусок картона, бумаги или другого полотна материала, на нем делался контур узора, излишки картона вырезались. Картон накладывали на ткань и валиком наносили краску, затем переносили трафарет дальше по материи. Неудобство технологии испытывали не только древние, но и современные художники. Ткань не удается плотно зафиксировать, поэтому

о..

и |Д > <

* I

U

О

и

и >

она тянется, искажая рисунок. Завершением процесса эволюции орнаментации ткани стало изобретение специальных деревянных форм (по-русски — «манеры» и «цветки»), с помощью которых наносимый рисунок оставался на поверхности материи неизменным и практически без затеков, так портивших работу. Образцы старинных деревянных «манер» вы видите на рисунках 1—6.

В настоящее время тканей в продаже достаточно много с самыми разными рисунками-, но для художников и людей, интересующихся старинными технологиями и просто прикладным искусством, набойка не утратила своей привлекательности. Она имеет художественную ценность и значение, как любая рукотворная, самостоятельно сделанная вещь.

Сейчас набойкой занимаются народные мастера Грузии и Азербайджана (знаменитые синие скатерти и шелковые платки, покрывала), кустари Средней Азии и Прибалтики, профессиональные художники Москвы и Санкт-Петербурга.

21