Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 138

Сделай Сам (Знание) 1999-02, страница 138

удивить петербуржских друзей скромным дарованием своего повара — он сам создал его, чем и гордился немало.

Однако ж Василия Львовича постигло разочарование. Оказалось, достоинства своей кухни он явно преувеличил. Она устарела, как устаревает мода на наряды. Его кухня отстала от века. В моде был сыр, распространяющий удивительное зловоние, воздушный пирог, недожаренное, с кровью, мясо. Появилось и множество новых блюд, о которых Блэз даже и не слышал.

Барин строго спрашивал с Блэза. По утрам они с племянником пили горячий шоколад, на весь день заготовлялся лимонад. За завтраком дядя заказывал повару обед, а тот, обиженный и злой, смотрел в сторону и ворчал:

— Слушаю. Как угодно. Можно сбить и поставить на вольный дух — будет воздушный пирог. Оранжей в этом городе нет. Жаркое недожарить можно, здесь хитрости никакой...

Дядюшка от всех этих новшеств страдал — желудок донимал его, новые блюда не шли ему впрок, все было наперчено, сухо или воздушно.

Вскоре Блэз и вовсе ввел Василия Львовича в расстройство, объявив, что нигде в городе нет устриц, потому что корабли не ходят. Василий Львович сник на глазах.

— Нева гола, как мой зад, — сказал он Александру с отчаянием. — Нет устерсов. Английских кораблей французы не пускают, а французские запрещены указом. Какая низость!

Сашкины глаза озорно поблескивали, к деликатесам он приучен не был. А потому довольствовался картошкой и гречневой кашей, которые чаще иного и готовил им Блэз, потому что и сам барин любил их больше прочего. У племянника же эта привязанность сохранилась навсегда.

У русских в моде был тогда к праздничному столу гусь. Особенной славой пользовались арзамасские гуси — крупные белые птицы массой до семи-восьми килограммов. В честь этих самых гусей Василий Андреевич Жуковский назвал литературный кружок последователей Н.М.Ка-рамзина «Арзамас», старостой которого стал Василий Львович. Вошел в него позже и его племянник. А на рождественском столе дядюшки непременно центральное место занимал «гусь по-арзамасски».

И все-таки из дядюшкиной кухни пле

мяннику устрицы запали больше иного. Много-много позже писал он шутливо брату Льву по поводу встречи с Дельвигом: «Приказывает тебе кланяться.., желает тебе 1000 хороших вешей (например, устриц)».

По-разному складывались отношения племянника и дяди, но еще в 1816 году племянник признавался:

...Но я люблю его сердечно

За то, что любит он беспечно

И петь, и пить свое вино...

...21 августа 1830 года Александр вместе с братом Львом хоронил «бедного дядюшку Василия Львовича». А в годовщину смерти дяди Александр писал другу: «...здешние арзамасцы вспоминали своего старосту ватрушками, в кои воткнуто было по лавровому листу».

Горячий шоколад. На бутылку, т.е. на 2 стакана молока, берется от 1/8 до 1/4 фунта шоколада (от 50 до 100 г). Его можно натереть на терке или нарезать кусками, вскипятить вместе с молоком, чаще мешая, разлить по чашкам, подать отдельно сахар. В такой шоколад кладут иногда по ложке густых, сбитых сливок.

Горячий шоколад другим манером.

Вскипятить бутылку молока. Между тем 2—3 желтка растереть добела с 3 ст. л. мелкого сахара, всыпать тертый шоколад, развести вскипяченным теплым молоком, поставить на плиту, бить метелкой (венчиком), пока не загустеет, довести до самого горячего состояния, но не дать вскипеть. Когда пена поднимется, разлить по чашкам, подавать с бисквитами. И в этот шоколад можно положить по ложке густых взбитых сливок.

Лимонад. Стереть сахаром цедру с лимона, развести 5-ю стаканами кипяченой воды, размешать, выжать сок из 2 лимонов, процедить. Сахар добавить по вкусу.

Блины пикантные. Гречневую крупу получают, если потолочь крупу-ядрицу в ступке (можно пропустить несколько раз через кофемолку), а затем просеяв через сито. Сварить жидкую манную кашу из 100 г манИой крупы и 1,5 стакана молока. Пока не остынет, вымешать ее хорошенько ложкой. Отдельно размешать в 2-х ста

136