Сделай Сам (Знание) 2000-02, страница 30Рис. 13 Во-первых, из ровного бисера, но с «непролазными» для иголки отверстиями можно создавать оригинальные панно в технике, так сказать, «для ленивых». В старину это делалось так: на глад- _ кую восковую или глиняную поверх- а ность вдавливали на ребро или плашмя • бисеринки, создавая разнообразные • картинки. Такая бисерная мозаика осо- • бенно полюбилась нетерпеливым мас-t терицам и малышам, что только начи- • нали свое приобщение к бисерному ис- • кусству. Эта техника практически не • требовала специальных инструментов. • В податливую поверхность бисеринки в укладывались обычной иглой. Сегодня воск с успехом может заменить обычный детский пластилин. А можно разметить контуры рисунка на фанерной доске, смазать ее клеем и сверх него уложить разноцветный бисер по контурам, а затем всю работу покрыть лаком. Во-вторых, любой некондиционный бисер можно использовать в детской пластилиновой лепке. Из него выходят «выразительные» глазки и губки для кукол и зверюшек. Платья пластилиновых красавиц можно полностью облепить такими бисеринками, а можно — на некотором расстоянии друг от друга. Эффект получится потрясающий в обоих случаях. Это, что касается брака, а ведь частенько бывает, что от большой работы остается буквально по 10—20 бисеринок одного цвета, их тоже можно использовать в миниатюрных украшениях. Этими остатками можно расшить небольшой кошелечек или футлярчик. По 10—20 бусинок 3—4 цветов — и готов розовый бутон, следующий можно делать уже из других цветов бисера. Вышивку бисерных роз и других цве- • тов любили в старину, и рисунков для 9 нее было множество. В журнале «Мос- • ковский телеграф» за 1829 г. рассказыва- • лось о последнем крике моды: «Дамы • вышивают на длинной узкой полосе , канвы крупные цветы, особливо розы, и • такие полосы служат шнурками для • звонков...» Сегодня букеты, венки и гирлянды из • цветов и плодов, украшающие бисерные • творения, считаются шедеврами русско- • го бисерного искусства. Ведь для изобра- • жения цветочного многоцветья мастери- • ца использовала в одной работе по 30— 9 35 цветов бисера. Особенная живость та- • ких работ обусловливалась чередовани- • ем прозрачного и непрозрачного бисера • одного цвета или мастерски изображенного, единственной белой бисеринкой, а солнечного блика. Подчас же цветочные'вышивки мож- • но было «читать» как тайное послание. | Это в том случае, если цветы подбира-. лись в соответствии со знаменитым в те • поры языком цветов (рис. 14). Кроме языка цветов можно было и по- • другому зашифровать свое послание. в Имя, слово или целое изречение состав- • лялось по заглавным буквам названий • цветов, помещенных на вышивке. Вглядываясь в старинные бисерные работы, очаровываясь их нежностью и 29 |