Сделай Сам (Знание) 2001-01, страница 53нов, семгу, икру... с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин. — О, страна чудес! — думал Пуркуа, выходя из ресторана. — Не только климат, а даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!». Самое интересное, что писатель здесь почти ничего не приукрасил. Да и сегодня, несмотря ни на какие новомодные диеты, блины в России едят довольно часто и уж, конечно, не по два-три... А в народе до сих пор сохраняются местные предания о солнце, о блинах, о Масленице и о... русской смекалке. ...Веселый народ — рязанцы. Мало того, что у них «в Рязани пироги с глазами—их едят, а они глядят», так еще местные жители прославились тем, что «мешком солнышко ловили», а «блинами острог конопатили». Было это, как и все чудные дела, во времена стародавние. Не в ладу жили рязанцы с москвичами. Вот сошлись как-то стенка на стенку, а воевать-то никому не хочется. Хитрые москвичи решили ослепить рязанцев солнышком: «тогда-де и без бою одолеем их». Стали москвичи махать шапками в рязанскую сторону, и ровно в полдень солнце поворотило свой лик на рязанцев. Рязанцы от такого коварства обомлели, а оправившись — высыпали из мешков толокно, да давай ими солнышко ловить. Поднимут мешки к нему и тотчас завяжут. А солнышко — знай себе светит. Так и пришлось рязанцам мира просить. В другой раз, правда, и рязанцы сплутовали. Прогневался как-то на них воевода и пригрозил большой бедой. Два года месть для непокорных выдумывал и придумал... народу праздник испортить. Случилось это аккурат на Масленицу. Пировали рязанцы, а воевода в набат ударил, всех на базарной площади собрал, да и говорит: «Вы-де и забыли, что острог не замшен. Конопатить скорей». А у народа одно на уме — блины. Вот и придумали: всех блинов не съесть, пост на носу. Законопатим-ка острог блинами. Скоро справились! Воевода работу принял — везде крепко. Только сказал: «Давно бы так-то слушались меня». Масленичный календарьПонедельник (встреча). Итак, Масленица всегда приходит в понедельник, который, как известно, день тяжелый. А кто сказал, что встретить Масленицу — пустяковое дело? Народ степенный встречал Масленицу в кругу семьи, ближайших родственников. С утра отправлялись молодые невестки к отцу с матерью, а вечером в дом сватов являлись свекор со свекровью. Здесь же, так сказать, семейным советом решалось, как проводить праздничные дни и кого звать в гости. Малышня гурьбой высыпала на улицу, устраивала снежные горы и скороговоркой произносила приветствие Масленице: «Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, неточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...» После этого ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» А уж если Масленицу изображала кукла, одетая в кафтан и шапку, то везли «красавицу» на санях на гору и продолжали славить ее приход. В понедельник богатеи уже начинали угашаться блинами, а те, кто победней, могли себе это позволить лишь в четверг-пятницу. Приготовление блинной опары — дело волшебное. Ее замешивали из снега во дворе собственного дома, когда на небе появлялся месяц. При этом хлопотунья-хозяйка произносила такие слова: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». От этого приговора будто бы блины бывают рыхлые и белые. Некоторые женщины готовили опару вечером на реке, озере или у колодца при звездном небе. Первый блин (неважно, вышел ли он комом или оказался румян и поджарист) отдается нищим на помин душ усопших. 51 |