Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 145

Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 145

времена Лужники представляли собой болотистую местность, вполне оправдывающую свое нынешнее название, а на Ле-нинских-Воробьевых горах простирался дремучий лес.

Те «московские» мамонты были крупнее, чем сибирские: в высоту достигали они 3,5 м, а их вес доходил до 6 т. Так как ежедневно каждому гиганту требовалось 3—4 ц растительной еды, обитали они вблизи рек, озер, болот, богатых разнотравьем. Увы, здесь мамонты частенько и гибли во время паводков и при переходах по непрочному льду.

Именно в таких местах современные строители ныне обнаруживают кости, бивни, зубы доисторических животных. При строительных работах в Москве было сделано более пятидесяти таких находок, что дает палеонтологам повод для шутки: «Москва стоит на костях мамонтов!»

Но не только Москва может гордиться своим доисторическим прошлым и «потрясать» костьми невиданных зверей. В семидесятые годы XX в. в слое вечной мерзлоты был обнаружен прекрасно сохранившийся мамонт-детеныш. Мамон-тенка назвали Димой, и газетчики много писали о нем, посчитав сенсацией мирового значения. Но задолго до находки Димы предания коряков, якутов и устьяков рассказывали о гигантской мыши или крысе, которую звали мамонту — «та, что живет под землей». Вполне возможно, что отсюда и пошло слово «мамонт».

Рассказывают, что еще отряды Ермака встречали в сибирской тайге живых (!) «волосатых слонов», а французский писатель Бернар Эйвельманс привел свидетельства двух русских охотников, которые в 1920 г. (!) между Обью и Енисеем встретили на лесной опушке следы невиданных зверей овальной формы, 50 х 70 см. Отпечатки передних ног находились в четырех метрах от задних. Были замечены охотниками и, пардон (как должен бы сказать французский исследователь), большие кучи навоза. Через три дня охотники нагнали зверей. Это были два гиганта, покрытые бурой длинной шерстью, с загнутыми бивнями, ростом под три метра...

Фантастика? Кто знает! Но еще в далеком 1611 г. английский путешественник Дж. Логан привез из России в Лондон бивень слона, но соотечественники жестоко осмеяли Логана — они-то точно знали,

что этого не может быть. В 1692 г. голландец Эверт Ид рассказал европейским натуралистам о том, что, будучи в России, слышал о сибирских находках скелетов и бивней слонов — его тоже подняли на смех.

Петр I, а затем и Екатерина II призывали в Россию западных ученых для исследования костей мамонтов, но «импортные корифеи» посчитали останки костями ископаемых носорогов и бегемотов. Попутно отметим, что экзотические для современных россиян животные — носороги и в самом деле тоже водились на нашей территории 2—3 млн. лет назад. Они были огромны и имели общих предков с современными азиатскими и африканскими гигантами. Череп «русского» носорога нашла, описала и реконструировала М.В. Павлова. Останки сибирского носорога — уникальны, таких находок всего несколько в мире, а хранятся они в Геологическом музее им. В.И. Вернадского в Москве.

Но вернемся к мамонтам, бивни которых предприимчивые русские купцы выгодно продавали европейцам в XVIII в., выдавая за моржовые. Один из предпринимателей, носивший весьма несерьезную фамилию — Болтунов, первым известил Европу о загадочных зверях, ко-гда-то водившихся в России. Эвенк Осип Чумаков рассказал Болтунову о «маман-ту», вмороженном в ледяную глыбу близ дельты реки Лены. Видимо, мамонт был в прекрасной сохранности и вид имел весьма устрашающий. Чумаков побоялся добывать его бивни — а ну как проснется?

Болтунов оказался храбрее. Лед поколол, бивни добыл, а животное зарисовал и послал рисунок немецкому зоологу Бла-менбаху, всерьез занимавшемуся «северными слонами». Ученый опубликовал рисунок со своим комментарием и заявил, что современный слон на самом деле является русским мамонтом.

Профессор Российской академии наук Адаме тем временем отправился в дельту Лены. Мамонт, увы, был уже основательно обглодан вечно голодными хищниками, но скелет достался ученому. Он привез в Питер кости и 17 кг шерсти.

Полное эмоций описание этого чуда природы оставила в своих заметках о России мадам де Сталь. Опрометью промчавшись от границы страны до Петербурга,

143