Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 142ла, стали ставить две задвижки, которыми перекрыли дымоводы. Специальный канал делали для вентиляции, в поду стали встраивать поддувало с решеткой. Потом систему дымоходов еще более усовершенствовали. В ней появились вертикальные последовательные обороты (колодцы). Такую печь весьма «могутных» размеров достаточно было топить лишь раз в сутки. Скандально-знаменитый итальянец Дж. Казанова, побывавший в России во времена царствования Екатерины II, отвлекшись на время от извечных своих любовных интрижек, озаботился изучением... конструкций русских печей и с изумлением отметил: «Я увидел печи огромных размеров и решил, что нужна уйма дров, чтобы их протопить, — отнюдь нет, только в России владеют искусством класть печи, как в Венеции — обустроить водоем или источник. Я исследовал в летнее время внутренность квадратной печи высотой в двенадцать футов и шириной в шесть, что была в углу большой избы. Я осмотрел ее от очага, где сжигали поленья, до самого верху, где начинался дымовник, по которому дым шел в трубу, я увидел печные обороты, что, извиваясь, поднимаются вверх. Печи эти целый день сохраняют тепло в комнате, которую обогревают, благодаря отверстию наверху у основания трубы, кое слуга закрывает, потянув за веревочку, как только убедится, что весь дым от дров вышел. Как только в маленькое оконце внизу печи он видит, что все дрова стали углями, он преграждает ход теплу и вверху и внизу. Крайне редко печь топят два раза в день, кроме как у вельмож, где слугам запрещено закрывать вьюшку...» В войну 1812 г. оценили достоинства русской печи и солдаты Наполеона, собранные под знамена тирана почти со всей Европы. Например, немец фон Зукков рассказал в своих записках, как, умирая от голода и холода, брел он к границе России и уж совсем было отчаялся дойти, да, на его счастье, встретил русскую избу, где квартировал его начальник — принц, командующий дивизией вюртембергской кавалерии. Спасенный фон Зукков вспоминал впоследствии: «Как всегда, принц великолепно обошелся со мной и предложил мне кусок хлеба и стакан водки — прекрасная вещь, в которой я очень нуждался, чтобы подкрепиться после такой холодной ванны. Его щедрость не ограничивалась одним этим. Он пригласил меня также разделить с ним его вязанку соломы. Что особенно приятно мне было в этом гостеприимном доме, это ясное пламя огня, горевшего в громадной русской печке, — такие печки можно найти в каждой русской избе. Наконец я имел возможность хотя немного высушить мои лохмотья, которые были мокры до последней нитки. Как только принц заснул, я развесил мои вещи возле печки; последняя распространяла так много тепла, что немного времени спустя все было сухо. Тогда я растянулся в свою очередь, чтобы вкусить несколько часов покоя, раньше чем отправиться в дальнейший путь». Среди «семейства» русских печей с XVI в. появились настоящие произведения искусства — изразцовые печи, то есть украшенные разноцветными керамическими плитками с изображениями бытовых сценок. Правда, из века в век «изразцовая мода»'менялась. То вдруг на гребне популярности оказывались изразцы, покрытые лишь зеленой или белой эмалью, а потом «новым веянием» становились разноцветные плитки. Рисунок на изразцах мог быть рельефным или нет. Постоянно менялись на них изображения В разные времена в фаворе оказывались батальные сцены и романтические свидания, диковинные птицы и роскошные цветы, изысканные вазоны и пышные райские кущи... А началось все в далеком XV в. Уже тогда терракотовыми изразцами с рельефным рисунком украшали на Руси кирпичные здания. На обратной стороне каждый изразец имел румпу, то есть глиняную коробку, с помощью которой крепился к кладке. В XVI в.. стали делать красные рельефные изразцы для облицовки печей. Лицевая часть этих изразцов оттискивалась в деревянных формах, а румпа наращивалась на оборотную сторону с помощью вращающегося гончарного круга или лепилась вручную из заранее приготовленных полосок глины. Печь из таких изразцов белилась и походила на огромный торт из белоснежного безе. Жаль, что не знали в ту пору наши предки этого сладкого блюда. Изразцы, покрытые зеленой глазурью, были известны псковитянам в XV в. В Москве цветная глазурь на изразцах появляется в середине XVI в. А в середине 140 |