Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 40ные предметы, необходимые в быту охотников: гарпуны (со сложным устройством — поворотным наконечником), ножи, сверла, ручки для ведерок, амулеты. На подвесках всегда изображали животных, которые, по мнению древних жителей побережья, охраняли от бед и несчастий, служили залогом удачной охоты. Уже в советские времена, в 1937 г., в поселке Уэлен была организована косторезная мастерская, объединившая резчиков и граверов по кости. Основным направлением в их творчестве стали скульптурная резьба и гравировка. Для скульптур того времени характерны изображения животных, как одиночных фигур, так и целых композиций со сценами охоты и борьбы. В гравировке преобладали сюжеты народных сказок, сцены из жизни чукотского поселка, северный быт (рис. 18). Мелкий рисунок без предварительных набросков наносили специальным металлическим инструментом — «коготком», названным так за сходство кончика резца с формой когтя птицы. Образовавшееся тончайшее углубление протирали пудрой цветного карандаша. Внутреннюю часть рисунка дополнительно обрабатывали миниатюрной стамеской — «кисточкой», отчего на поверхности получалась множество бороздок. Каждый исполненный гравировальный клык — произведение поистине уникальное. Со временем чукотско-эс-кимосское косторезное искусство затмило собой все другие виды художественного творчества края, такие, как обработка меха, выделка шкур и кожи, шитье и украшения национальной одежды. За свою непосредственность, самобытность, высококлассное мастерство обработки природного материала оно стало общепризнанным во всем ми-ре. Тобольск Обилие ископаемой мамонтовой кости в Сибири, существовавшие с давних пор промыслы косторезов, населявших побережье реки Оби и ее притоков, привели к возникновению самостоятельного производства. Официальная дата открытия мастерских приходится на 1872 год. В работах сибирских мастеров основное место занимали миниатюрные скульптуры, где каждую фигурку выреза- Рис. 19. Резной зуб кашалота. Тобольск. Автор В. Обрядова: а - «Мальчик на лыжах»; б - «Материнство»; в - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; г - «Ловля» ли отдельно и прикрепляли шпильками к подставке из той же мамонтовой кости (рис. 19). Подобные работы, где во всем многообразии отразился быт и природа сурового Севера, пользовались неизменным успехом на традиционных ярмарках. Подобные торги-смотрины регулярно ус- 39 |