Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 43

Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 43

Художественная обработка включает в себя основное содержание работы. Для каждого косторезного промысла характерны свои приемы, подходы, направления, традиции.

Гравировка. На подготовленной костяной пластинке, клыке моржа предварительно размечают рисунок. Затем гравировальной иглой процарапывают линии различной глубины. В образовавшуюся сеточку линий, как правило, втирают один из пигментов, обычно пудру цветного карандаша.

Ажурная резьба (на проем). С помощью лобзика, бормашины, втиральника пропиливают и удаляют из пластины ненужные участки кости, отчего рисунок получается целиком состоящий из соприкасающихся силуэтных изображений.

Многослойная ажурная резьба сводится к накладыванию одной резной костяной пластинки на другую, такую же резную, ажурную, что позволяет получать особый декоративный эффект.

Рельефная резьба. На пластине, по контуру нанесенного рисунка, режущим инструментом выбирают фон, оставляя при этом выпуклый или углубленный рельеф на поверхности.

Объемная (скульптурная) резьба. Сводится к выпиливанию профиля будущей фигуры с последующей обработкой деталей стамесками или другими схожими инструментами.

Инкрустация. На поверхности изделия создают орнамент или композицию благодаря использованию различных вспомогательных материалов (рог, эбонит, перламутр, твердые породы древесины), врезанных заподлицо в украшаемый предмет из кости.

Оклейка — составление из отдельных пластинок больших поверхностей с целью придания изделию более дорогого, изысканного вида и для уменьшения расхода кости. Толщина заготавливаемых пластин равна 2—3 мм.

Окрашивание — изменение естественного цвета кости с помощью того или иного красителя. Мастера прибегают к трем видам окрашивания заготовок: глубинное, поверхностное и тонирование (изменение оттенка).

Формообразование (гнутье, прессование, тиснение) — изменение натурального вида материала путем его специальной обработки. Приемы возможны лишь при

изготовлении изделий из рога и китового уса, обладающих хорошей эластичностью.

Шлифование (вторичное) — отделочная операция, благодаря которой устраняют на изделии мельчайшие царапины, следы шлифовальных шкурок. Выполняют увлажненным порошком пемзы на матерчатом кругу.

Отбеливание — устранение различных дефектов естественной окраски материала в виде желтизны, пятен, полос. К отбеливанию прибегают лишь при изготовлении изделий из животной (скелетной) кости.

Полирование — операция окончательной отделки художественной работы, доведение поверхности ее до зеркального блеска. Результата этого достигают благодаря снятию полирующими составами микронного слоя кости вручную или на станках.

Сборка — соединение отдельных деталей, нескольких пластин, крепление фурнитуры в единое целое изделие. Сборка ведется только на клею — рыбьем или БФ-2, БФ-4.

Запасаемся инструментами

Готовых инструментов для обработки кости и рога в продаже не встретить. Профессионалы и любители пользуются в основном теми, что применяются для резьбы по дереву и металлу. Специальные, такие как терпуг, втиральник, клепики и другие, делают сами (рис. 21).

Терпуг изготавливают из большого тяжелого напильника с крупной односторонней насечкой. Предназначен для чернового выравнивания заготовки — обдирки.

Втиральник — незаменимый инструмент при выполнении ажурной резьбы. Изготавливают вручную из. инструментальной стали. Размер, конфигурация, шаг зуба «напильника» меняется в зависимости от выполняемой работы. Отличительная черта — односторонняя насечка зуба.

Изготавливают втиральник следующим образом. Хорошо закаленный стальной стержень отпускают на огне. Напильниками придают ему удлиненную конусовидную или иную необходи-

42