Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 46дальнейшем на резьбу... (рис. 22, а, б, в). В настоящее время ввиду ограниченности добываемого сырья к токарным работам прибегают довольно редко и то лишь на стадии подготовительных работ. Шлифование осуществляют наждачной бумагой, начиная с более крупного зерна и кончая мелким. Работу ведут как вручную, так и механически, например, на бормашине со специальными прорезными держателями. Для чистового шлифования используют порошок пемзы, взвесью которого (густоты сметаны) смачивают матерчатый диск или тканевую полоску. Приемы художественной обработки благородной кости самые различные. Простейший из них — гравировка, когда рисунок процарапывают иглой, образуя на поверхности неглубокие штрихи и линии. Для большей выразительности в бороздки втирают пигмент определенного цвета — стержень цветного карандаша, густую масляную краску. Гравировку ведут по уже отполированной поверхности, предварительно наметив твердым простым карандашом контур рисунка. Чтобы линии не стирались, во время работы их закрепляют на поверхности бесцветным лаком, воспользовавшись ватно-марлевым тампоном. Используемый инструмент самый различный: клепики, гравировальная игла, коготок, рифелек, бормашина. Углы острия клепика составляют примерно 50—70 градусов. Кончик жала устанавливают на начало линии движения режущей кромкой от себя, наклонно, под углом 45—50 градусов. Режущее усилие инструменту придает большой палец правой руки, который, слегка касаясь кости, нажимает на резец. В ходе работы его можно наклонять, обводить линии углубления дважды, поворачивать на острие вокруг оси. В отличие от клепика игла дает одинаковую по толщине линию. Игла «царапает» кость в вертикальном положении, с небольшим наклоном вправо или от себя. Чукотские мастера для этой цели пользовались коготком. Выполняя гравировку рисунка, они брали резец четырьмя пальцами и вели его вниз и на себя. Рифельки позволяют наносить на рисунок штриховку. Инструмент направляют вперед или назад, реже вправо-влево, образуя непересекающиеся параллельные линии. Рука опирается на мизинец, в то время как сам инструмент находится между тремя пальцами правой руки. При гравировке бормашиной под руками необходимо иметь боры с различными по форме концевыми головками, что позволяет заметно расширить творческие возможности мастера. Резьба по кости всегда занимала особое место в обработке благородного материала. Именно приемами резьбы русским и зарубежным мастерам удалось наиболее полно раскрыть художественные достоинства необычного сырья (рис. 22). Продолжая традиции, косторезы, люди редкой ныне профессии, следуют им и сегодня. В рельефной резьбе на тщательно обработанной поверхности пластины после обязательной разметки рисунка с помощью бора и всевозможных режущих инструментов выбирают фон. Глубина выборки зависит от сюжета работы, замысла художника. Окончательную доводку рисунка ведут с помощью клепиков, мелких стамесок. В XVIII веке шкатулки, украшенные резными пластинами, были особенно популярны. Рельефом «покрывались» гребни, ножи, детали вееров. На кубках нередко помещали портреты знаменитостей, правительствующих особ (рис. 22, г). Виртуозное владение резцами позволяло выполнять тончайшие рельефы с максимальным перепадом выступов в один миллиметр. Ажурная резьба считается наиболее сложной и трудоемкой. Фон размеченного рисунка уже выбирают полностью, насквозь. Остающиеся детали связывают друг с другом перемычками, создающими общий рисунок ажура (рис. 22, д). Начинают работу с разметки, затем высверливают отверстия, после чего их разрабатывают вручную лобзиковой пилкой, вти-ральником (напильник в сечении чуть больше иглы). Мелкую проработку деталей ажура осуществляют клепиками, стамесками, втиральниками. Холмогорские мастера любили подкладывать под прорезную вязь цветную фольгу, одновременно окрашивая и саму кость в коричневый, желтый, зеленый цвета. Красителями служили отвары стеблей болотного хвоща (зеленый), коры ольхи (коричневый), ягоды бузины, марены (красный). В технике многослойного ажура по заранее вышлифованной поверхности пластины выполняют резной сквозной рису- 45 |