Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 485 в а днок. После чистовой обработки пластины соединяют друг с другом, достигая тем самым особого декоративного эффекта. При изготовлении мелкой скульптуры прибегают к приемам объемной резьбы. Все они сводятся к удалению лишнего материала. При этом используют самые различные ручные инструменты, начиная от напильников, рашпилей, кончая мелкими резцами. В свое время популярны были так называемые оклейные работы. Костяные шкатулки, ларцы и другие схожие изделия полностью собирали из тонко напиленных обработанных пластин нужного размера. Но чаще основу изделий делали из тонких дощечек древесины, которую затем оклеивали художественно обработанными костяными пластинами (рис. 15). Под ажурные нередко дополнительно подкладывали фон: слюду, фольгу, бархат (рис. 16). Появившиеся на изделии в ходе работы пятна устраняют, прибегая к отбеливанию. «Очистку» ведут в 3%-ном растворе перекиси водорода, нагретом до 90—95 градусов, в котором выдерживают поделку в течение 5— 0 минут. Если температура раствора комнатная, время выдержки увеличивают в 5—10 раз. Отбеленное изделие промывают чуть подогретой водой. Окончательную полировку изделий с целью придания им блестящей поверхности проводят вручную кусками фетра, окуная их в густой раствор мела. При сборке работ предварительно изготавливают шипы из кости, плотной Рис. 23. Приемы раскроя животной кости: а -варианты распиловки; б - части для крупной скульптуры; в - для мелкой скульптуры; г - пластины; д - средняя часть; е - горбуши древесины и даже металла. Под каждую крепежную деталь высверливают глухие отверстия, после чего, смазав их клеем БФ—2 или рыбьим, устанавливают на свои места и плотно соединяют заготовки друг с другом. Простая (скелетная) кость «Добытую» животную кость перво-на-перво обезжиривают. С этой целью ее вываривают в растворе кальцинированной соды (7—12 г на 1 литр воды) в течение 2—3 часов. Вываривание позволяет удалить остатки мяса, хрящей, костного жира. Промыв обезжиренную кость сначала теплой, а затем холодной водой, просушив ее, приступают к работе. Распиловку на отдельные заготовки вручную, в любом направлении, осуществляют лучковой или иной мелкозубой пилой, в том числе и ножовкой по металлу. Для удобства раскроя круглой кости, с нее предварительно срезают или стачивают на шлифовальном круге округлости. На рисунке 23 показана оптимальная схема разделения исходного сырья. Цевка целиком может быть использована для создания скульптур, ее основание — пенек — для различных объемных изделий, средняя часть - для мелких токарных работ, горбуши — для плоскорельефных изделий продолговатой формы и мелких 47 |