Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 65

Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 65

ром городские улицы и пустыри были освещены невиданными ранее огнями: сверкали и рвались всевозможные фейерверки, московские улицы освещали костры и зажженные смоляные бочки. Не затихала пушечная и ружейная пальба. Под шумные возгласы и пение толпы народа переходили от одного зрелища к другому.

Кстати, искусство русского фейерверка, как и многое другое, завезено в Россию Петром I — знатоком и ценителем «потешных огней». Еще в 1690 году царь организовал фейерверк в подмосковном селе Воскресенском, что у Пресни, по случаю Масленицы. Воскресенский праздник произвел на присутствующих неизгладимое впечатление.

В последующие годы каждый фейерверк подробно описывался, художники изображали его в рисунках, с них делались гравюры и публиковались в книгах, которые выпускались малыми даже по тем временам тиражами. Восторженные воспоминания об этих празднествах передавались из поколения в поколение. Да и как забыть крутящиеся огненные мельницы и колеса, фонтаны искристых струй, стремительно взлетающих ввысь, бьющих по сторонам с шипением и треском?! Правда, порой подобные зрелища оканчивались весьма плачевно, случались и пожары, но тем не менее веселье не затихало и продолжалось семь дней.

В общей сложности 1699 год получился самым длинным годом в истории Руси — 16 месяцев.

Не сразу простой люд отказался от празднования новолетья, но Петр I твердо и неуклонно, где бы он ни находился и чем бы ни был занят, следил за тем, чтобы его подданные постоянно отмечали этот праздник одновременно с европейцами, «I генваря».

Перед новым годом, в Рождественскую неделю царь вставал рано:

в 4 часа утра шел в церковь и читал перед алтарем Апостол;

после богослужения возвращался домой, принимал поздравления от вельможей в присутствии царицы и царевен, отдыхал;

затем, после обеда, царственные особы вместе со знатными придворными отправлялись славить Христа. Этот русский хлебосольный обычай царь любил и поддерживал его своим участием. «Славить» означает праздновать, чествовать и благодарить Бога.

* * *

Славили примерно неделю. Все шло по заведенному ранее порядку. Двое простолюдинов шли впереди с железным инструментом, похожим на литавры, только обтянутые сукном, и били колотушкой по нему. За ними — царь, духовенство, свита князей и бояр. Когда шли пешком, когда ехали на санях и посещали знатных придворных. С молитвой и крестным знамением заходили в дом, славили Христа, поздравляли хозяев. Потом гости дарили и принимали подарки и часа через два шли дальше.

Так, по заведенному Петром порядку, стали проходить новогодние торжества, глубоко чтимые нашим народом.

Петровские летописцы

Долговая книга человечества?

«Календарь на год, а ума — на век», — говорится в старинной пословице. Авторами первых российских календарей были писатели, ученые, общественные деятели и духовные лица, и это принесло им невиданную популярность: читатели видели в них благодатный источник, откуда они черпали необходимую информацию по истории, географии, астрономии, технике и даже астрологии. Месяцесловы помогали людям следить за чередой дней, отмечать православные и государственные праздники, узнавать погодные приметы, законы животного и растительного мира, своевременно сеять и убирать хлеб, правильно ухаживать за скотиной, готовить припасы и мастерить необходимую утварь.

Известно, что календарное летоисчисление было доступно древним славянам, и они, как замечает Карамзин, достаточно свободно ориентировались в месяцах: «Наблюдая течение года, они, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из оных дали название, согласное с временными явлениями или действиями природы: генварю — Просинец (вероятно, от синего неба), февралю — Сечень, марту — Сухий, апрелю — Березозол (думаю, от золы березовой), маю - Травень, июню — Изок (так называлась у славян какая-то певчая птица), июлю - Червен (не от красных ли плодов и ягод?), августу — Зарев (от зари или зарницы), сентябрю - Рюен или Ревун (как толкуют: от рева зверей), октябрю — Студеный. Столетие называлось веком, то есть жизнью человеческою».

64