Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 67туроведам для определения даты выхода в свет этого издания. Таким образом составитель подчеркнул верность России. Так со времен князя Владимира, с X века, Русь просвещалась Христовым учением и утверждались в ней христианская милость и правда. «Календарь российский», на латинском Так как в России только налаживалось типографское дело, Петр I в 1700 году пожаловал грамоту голландскому купцу Яну Тессингу на открытие в Амстердаме русской типографии — для печатания необходимых книг и чертежей. Для начала Тессинг подобрал себе помощника — Илью Копиевского, прекрасно владевшего русским языком и знавшего издательское дело, но их союз продолжался недолго. Через несколько месяцев они разошлись. Копиевский с разрешения царя завел свою типографию. Впоследствии в одном из своих прошений Петру I типограф сообщал: «Более 20 книг написал я на славу Твоего Пресветлейшего Царского Величества и на всемирную пользу Великороссийского государства, яко же и росписка, зде положенная, свидетельствует». При прошении Копиевский представил роспись — реестр книг, которые он издал на русском и на латинском языках, указав выпущенные им в 1699,1700 и 1706 годах. Среди опубликованной литературы значится, правда, на латинском языке, «Календарь российский» за 1706 год. До этого издания был известен еще один: «Святцы или календарь, содержащий совершенное провещание дней и затмений солнечных и лунных. По исчислению подлинному, с возведением полюса, к Московскому краю согласующему», напечатанный в Амстердаме в 1702 году. По всей Москве вот уже в десятый раз звонили в колокола по случаю наступления нового, 1709 года, празднуемого в России с 1 января. Государь Петр Алексеевич пожелал, чтобы народ отмечал его исправно, с достоинством и с веселием. Правда, сам он встретил его в этот раз в Сумах, на Украине, что в 569 верстах от первопрестольной. И там «с новым годом и благополучным царствованием был поздравляем, причем была из пушек и от гвардии из ружья пальба, генералитет и штаб-офицеры обедали в доме царского величества, веселились до полуночи и тут сожжен блистательный фейерверк». Что и как издавал И. Мусин-Пушкин на Государевом Печатном дворе Так начался напряженный и победный 1709 год, названный в Отечестве годом Полтавы. Но не о великой победе над шведами пойдет у нас разговор. Этот год отмечен другим, не менее грандиозным событием: развитием книгопечатного дела. Большинство книг увидело свет по личному указанию царя. Он являлся главой не только государства, но и научных, и литературных сил общества. Под его непосредственным руководством издается первая русская газета, вводится новое летоисчисление и гражданский шрифт, переводятся и печатаются книги по самым разным отраслям знаний. Только одно из его нововведений осталось как-то не замеченным исследователями, затерялось в веренице многих и многих десятилетий — это издание ежегодных гражданских календарей. К подобному роду произведений царь питал особые чувства: в их издании он видел определенную пользу. С одной стороны, они постоянно напоминали людям о новом летоисчислении, с другой — сохраняли важные даты и популяризировали необходимые сведения. Многие вопросы по печатанию книг Петр I решал через руководителя Монастырского приказа, боярина И. Мусина-Пушкина. Исполняя волю монарха, глава Приказа 28 октября 1708 года обратился к Федору Поликарпову, возглавлявшему Печатный двор, с распоряжением заняться выпуском новой печатной продукции. «Календарей на 709 год сыщи на немецком языке и вели его перевесть и напечатай старыми нашими литеры мелкою печатью, чтобы генваря с первого числа были в продаже; а сыскивай у пасторов или у иноземцев, которые будут приезжать от города... Вельми сие дело надобе; а если не исправлено будет, и то дело взыщется, кроме меня, на тебе». Задача, конечно, поставлена круто. Наладить выпуск календарей за оставшиеся два-три месяца, с той несовершенной техникой, с теми условиями труда, казалось делом безнадежным. Правнуки Ивана Федорова не ударили в грязь лицом. Первый календарь сумели 66 |