Сделай Сам (Знание) 2005-04, страница 42

Сделай Сам (Знание) 2005-04, страница 42

также потому, что был изобретен новый материал — пергамент, тонко выделанная кожа ягнят, козлят или телят.

Стоил он куда дороже папируса, но зато был несравненно прочнее. К этому Пергамского владыку (государство на территории современной Турции) Ев-мена II вынудил царь Египта Птолемей V, запретивший вывозить папирус из своей страны из опасения, что Перга-мская библиотека превзойдет Александрийскую. Вот и пришлось придумывать новый материал и назвать его в честь Пергама. В отличие от папируса на нем можно писать с обеих сторон, при необходимости можно счистить написанное и писать снова, материал можно сгибать. Именно поэтому свиток уступил место новому виду книги — кодексу. Сброшюрованным страницам с переплетом. Так было повторено древнеиндийское изобретение.

Название пришло из Древнего Рима. Повседневные записи римляне делали на деревянных дощечках, покрытых воском и скрепленных по краям шнуром, пропущенным через специальные отверстия Писали острым металлическим пером, и на воске оставались хоро

шо различимые отметки. Страничек могло быть несколько. По сути книга только из дерева. По латыни «кодекс» — древесина или обрубок дерева. Надо заметить, что кодексами называли подшивки официальных документов. Поэтому слово вошло во многие языки. И в русский. Где означает «свод законов».

Несколько веков кодекс существовал наравне со свитками, к VI в. стал основной формой книги. Но свиток еще долго не сдавал своих позиций. Еше в XVII в. на Руси официальные документы имели вид свитков.

Позднее в восточной части Римской империи — Византии начали работать крупные скриптории — мастерские по изготовлению рукописных книг. Скриптор означает писец. Отсюда и рукописная книга получила название — манускрипт (рис. 4). Скриптории находились и в монастырях. Причем работа в них была поставлена на поток. Существовали не только писцы, но и художники, и переплетчики. Византийские манускрипты представ-

Рис. 5 Средневековые манускрипты: «Этика» Аристотеля (слева), страничка из рукописной книги Дж. Боккаччо (в центре)

40