Сделай Сам (Знание) 2011-01, страница 90но и вся книга целиком становилась произведением высокого искусства. Вот что он сам писал об искусстве гравюры: — В гравюре все состоит из черных и белых пятен и штрихов. Даже серого в ней нет. Казалось бы, что такими средствами можно изобразить только зиму, снег, черные деревья без листьев и, может быть, еще ворон. Но это не так. Художник разными штрихами и разным соотношением черного и белого стремится изобразить все цвета, все, что он видит. Белым штрихом на черном легко передать яркую молнию, блеск воды, мелькание освещенных листьев, блеск оружия и кольчуг. Легкими белыми штрихами можно передать туман, идущий от реки, и воздух, заслоняющий от нас далекие предметы. Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и черные линии, и они как бы шевелятся. Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя, И если приглядеться, то видишь, что черное и белое все время кажется разным: то тяжелым и грузным, то легким и воздушным... Старые мастера работали в технике обрезной гравюры на дереве. Такая гравюра режется ножом и долотом на доске продольной распиловки. Используется клен, липа, груша, вишня и дуб. Полученный отпечаток имеет заметный след годичных колец. К началу XVIII в. стали гравировать на досках, склеенных из кусков самшита или пальмового дерева поперечного распила. Этот вид ксилографии получил название торцовой гравюры. По такой доске легко движется резец в любом направлении, благодаря этому линии стали гибкими. Появилась возможность делать и сетки перекрещивающихся штрихов. В технике торцовой гравюры работал Фаворский, работают большинство современных мастеров ксилографии. Но и обрезная гравюра иногда находит своих почитателей. Линогравюра. В XX в. традиционные материалы, из которых изготавливали печатные формы для гравюр, заменяются новыми: дерево — пластиком, металл оргстеклом и так далее... Тогда-то и родилась линогравюра и с тех пор существует наравне с ксилографией. Линогравюрой называется выпуклая гравюра на линолеуме (или на сходных с ним полимерно-пластических материалах), по технике выполнения близкая к ксилографии. Специфические качества линогравюры — резкие контрасты черного и белого цветов, сравнительная быстрота изготовления печатных форм (благодаря мягкости материала), возможность использовать большой размер листа. Среди мастеров, занимавшихся линогравюрой, такие всемирно известные художники, как Анри Матисс и Пабло Пикассо. Широко извёстны чудесные пейзажи, выполненные в технике цветной линогравюры советским мастером графики Иваном Павловым, в том числе выполненная им серия «Старая Москва». Линогравюра имеет многих приверженцев и среди современных мастеров, которых привлекает в первую очередь декоративная броскость этой техники. Практически все мастера гравюры на дереве обращаются в своем творчестве и к линогравюре. ПОПРОБУЕМ СЕБЯВ ГРАВЮРЕНачинающему художнику советуем вначале заняться линогравюрой, для чего понадобятся: - кусок старого линолеума на текстильной основе; для начала лучше небольшой, не больше тетрадного листа; - резцы (рис. 15); - тушь, типографская черная краска (применяют и масляную краску, предварительно выдержав ее в течение суток на рыхлом картоне); - бумага для печати (обычная писчая или любая другая сухая бумага, ватман); - валик для накатки фотографий; - небольшой кусок толстого стекла или пластмассовая пластина (самый удобный размер 30X30 или 30X40 см). 89
|