Юный техник - для умелых рук 1987-05, страница 13cm Секреты маетеf<~ 1 в a ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕМногим умельцам знакома технология плакета. Ровную дощечку или фанерку покрывают черным лаком и потом на этом фоне выполняют резьбу ло дереву. Получаются очень эффектные, красивые поделки. А вот как модернизировали эту технологию московский мастер Владимир Михайлович Яроль и ребята из руководимого им кружка. Любое дело, как известно, начинается с подготовки инструмента и материалов. Инструменты здесь нам понадобятся на редкость простые: несколько швейных игл разной толщины, заделанных для удобства работы в деревянные или пластиковые ручки (рис. 6), пара резцов (сделать их можно, например, из надфилей или просто из заготовок твердой стали; на худой конец в качестве резца можно использовать скальпель), ученическая ручка с тонким пером, простой карандаш для нанесения рисунка, кисточка и чертежная казеиновая тушь. Лучше всего подойдет черная тушь, но если вы хотите сделать гравюру на цветном фоне^ то можете использовать тушь любого другого цвета. А подложкой в данном случае может служить пластинка из меди, дюраля, латуни, фольгированного гетинак-са... Словом, что найдете в магазине «Пионер» или в своих запасах. Заготовка обрезается до нужных размеров; как,их именно — это зависит от замысла. Можно только предупредить: не увлекайтесь особо большими размерами — гравюра на металле тяготеет к миниатюре. Поверхность заготовки обрабатывается либо круглой стальной вращающейся щеткой (рис. 1), либо стеклянной или наждачной шкуркой от 8-го до 12-го номера. Главная цель такой обработки — сделать поверхность будущей гравюры ровной и гладкой. Затем подготовленная поверхность обезжиривается. Сделать это можно любым растворителем. Желательно лишь, чтобы он был невреден для здоровья и побыстрее бесследно испарялся с поверхности. На поверхность ровным слоем наносят светопоглощающее покрытие (рис. 2). Чтобы оно было достаточно плотным и ровным, его наносят 3— 4 раза ватным тампоном, тщательно просушивая каждый слой. После этого на покрытую тушью поверхность аккуратно переносят выбранный рисунок. Можно перевести его с помощью цветной копирки, а можно скопировать и прямо со сделанного вами на бумаге оригинала, прорезая его по контуру острием резака. Следующий этап работы — выборка поверхности заготовки согласно рисунку и вашему замыслу (рис. 3). Главная цель такой обработки не только сцарапать чернь и обнажить подложку, но и врезаться в металл на глубину 0,03—0,3 мм, чтобы в нем образовались бороздки. Очень большое значение имеет направление царапин-бороздок по отношению к падающим^ лучам света. Запомните: наиболее четкс^вьк деляются линии, перпендикулярные к падающим световым лучам; параллельные же свету линии видны наименее четко. Кроме того, как и на всяком рисунке, линии штриховки должны давать четкое представление об объеме изображаемых предметов. После того как гравировка всех участков окончательно завершена, всю поверхность покрывают прозрачным лаком. Лучше всего это делать при помощи пульверизатора (рис. 4); в крайнем случае можно использовать кисть или просто полив. Наилучшие результаты получают при использовании нитролаков НЦ-222, НЦ-228, лака 4-С, польского паркетного лака. Такое покрытие нужно не только для того, чтобы защитить слой туши или краски от осыпания. Дело в том, что в царапинах, залитых лаком, образуются микроскопические призмы (рис. 5), отражающие свет. Даже при не очень ярком освещении гравюра выглядит очень эффектно. Нужно только правильно выбрать направление штриховки: при изображении неба они должны быть горизонтальными, дороги — вертикальными или наклонными (в зависимости от ее направления). И последние замечания. Подложка должна быть не очень тонкой — наиболее подходящая толщина 0,5—1 мм. Инструмент обязательно должен быть острым — иначе гравюра получится неряшливой. Закончив работу, не поленитесь заключить гравюру в самодельную рамку — от хорошей окантовки художественная выразительность работы только выигрывает. В. ЯРОЛЬ Рисунки Н. КИРСАНОВА 13 |