Сделай Сам (Огонек) 1994-04, страница 44Масло в любой посуде подогревают примерно до 70.. .80° С (начинают появляться отдельные пузыри). После этого снимают масло с плиты и окунают ложку в масло. В первую очередь — черпак ложки и повторяют эту операцию несколько раз, пока масло не пропитает насквозь стенки ложки (на поверхности ложки перестанут появляться пузыри). Затем пропитывают ручку ложки. Если размеры ложки не позволяют опустить ее в масло, можно в черпак ложки влить горячее масло и поворачивать ложку так, чтобы масло растеклось по всей внутренней поверхности черпака. Держат масло в ложке до тех пор, пока оно не пропитает древесину насквозь. Обработку маслом ведут не только поливом, но и протирая тампоном из хлопчатобумажной ткани или обрабатывая кистью, сделанной из той же хлопчатобумажной ткани. Нельзя пользоваться кистями из натурального или искусственного волоса, так как эти кисти «сгорают» в масле. После пропитки изделие протирают чистой тряпкой и сушат при комнатной температуре 3...4 дня. Высохшее изделие протирают шерстяным лоскутом или щеткой с коротким ворсом. Такая обработка сохраняет цвет и подчеркивает текстуру древесины. Как правило, ложкарь, который только начал заниматься резьбой, стремится немедленно покрыть готовое изделие лаком НЦ 222 или НЦ 228, причем не разбираясь, какой лак необходимо употребить, — лишь бы изделие блестело. Обязательно или нет покрывать изделие лаком? Я бы сказал: «И да, и нет». Ведь имеющиеся сейчас в продаже лаки предназначены для отделки мебели, декоративных резных рельефов, деталей интерьера, покрытия полов и изделий декоративно-прикладного искусства. Но они не годятся для отделки предметов бытового назначения, таких как ложки, ковши, совки, тарелки, чаши, блюда, разделочные доски. Все резные предметы, которые соприкасаются с продуктами питания, рекомендуется покрывать только растительными маслами: льняным, оливковым, гречишным, подсолнечным. Можно применять натуральный воск (в горячем виде). Изделия из дерева украшают не только резьбой, но и росписью, наносят на предмет живописный орнамент или сюжетный рисунок масляными, темперными, акварельными, гуаше-выми и даже анилиновыми красками. ТЕХНОЛОГИЯ ОТДЕЛКИ ДЕРЕВЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПОД ХОХЛОМСКУЮ РОСПИСЬ Хохломская роспись — процесс сложный и продолжительный. Выточенные деревянные изделия подсушиваются. Затем на эти заготовки паклей или хлопчатобумажной ветошью наносится тонкий слой глиняного грунта. После высыхания грунта изделие шлифуют наждачной шкуркой, руки смазывают тонким слоем сырого льняного масла или льняной олифы и большим пальцем втирают олифу в изделие. Сушат заготовку примерно 4 ч — до тех пор, пока олифа не перестанет приставать к рукам, наносят еще несколько слоев олифы, прекращая этот процесс тогда, когда изделие закончит принимать (впитывать) масло. Затем изделие сушат до «подлипа» и покрывают при помощи тампона алюминиевым порошком. Удаляют лишний порошок, протирая изделие сухой ветошью или окуная его в воду (не приставший порошок всплывет), и только теперь приступают к росписи. После подсыхания краски ложку покрывают масляным лаком в несколько слоев и сушат при температуре 22° С в течение суток. Ясно, что ложка должна выдерживать температуру до 100° С. Поэтому покрытые лаком ложки помещают для «закалки» в печь при температуре 120° С (30 мин). Если уменьшить температуру «закалки» до 70° С, придется увеличить время обработки. Лак под воздействием температуры на серебряном фоне приобретает знаменитый хохлом-ской золотистый цвет.
|