Сделай Сам (Огонек) 1994-04, страница 59который длится от 30 секунд до нескольких минут. По достижении желаемого эффекта отпечаток короткое время промывают водой и опускают в кислый фиксаж, где снимок дополнительно осветляется и приобретает необходимую сочность. Если процесс в растворе марганцовки затягивается, ведут его до тех пор, пока в светах не появится легкий налет желтизны. В этом случае обработку прекращают и переносят ополоснутый в воде снимок в фиксаж, где следы желтизны пропадают. При необходимости обработку продолжают описанным путем несколько раз. Заметим, что легкая желтизна придает снимку теплую тональность, но откровенное пожелтение снижает контраст изображения и делает его малопривлекательным. Кстати, подобное пожелтение не устраняется обработкой в фиксаже. Практика показала, что этот способ наиболее эффективно проявляет себя при работе с матовыми и бархатистыми фотобумагами. Так было при попытке печати, в частности, на бумагах «Фотобром», «Новобром», пролежавших в открытых пачках около двадцати лет. Экспонированный на бархатистой бумаге отпечаток при погружении в проявитель (фенидон-гидрохиноновый) становился практически черным, изображение едва просматривалось. Казавшийся непоправимо испорченным, снимок был обработан «розовым» раствором и доведен до кондиции сочного, несколько контрастного оригинала, с которого делалась репродукция. При проявлении подобных сильно вуалированных бумаг первая реакция на быстрое потемнение — прервать проявление, «пока еще видно» изображение. Однако делать этого не следует, поскольку в итоге снимок выйдет вялым и неинтересным. Используя приемы повышения контраста в стадии экспозиции и нормальное по длительности проявление, удается получать вполне удовлетворительные снимки. Следует иметь в виду, что работающий «розо вый» раствор постепенно обесцвечивается, истощаясь, после чего его заменяют свежей порцией. Обратим внимание на необходимость тщательной промывки отпечатков, вынутых из фиксажа: попадание его в раствор марганцовокислого калия моментально изменяет розовую окраску на зелено-бурую, на дно кюветы выпадают темные хлопья, и ванна перестает действовать. Во избежание подобных ошибок следует пользоваться разными пинцетами, «закрепленными» за каждой процедурой. Стойкость результатов противовуаль-ной обработки представляется достаточно высокой; во всяком случае, за несколько прошедших лет каких-либо изменений на отпечатках не замечено. Полученный опыт и имевшиеся возможности позволили попутно исследовать вопрос, так сказать, о предельном возрасте фотобумаг, еще допускающем их использование. Удалось установить, что сохраняемость глянцевых бумаг в целом значительно выше, нежели матовых. Так, «Унибром» ленинградской фабрики, форматом 18 х 24 см, выпущенный лет двадцать назад, в основном оказался не тронут вуалью, за исключением довольно четко очерченных краев шириной порядка 2 см; заранее обрезая листы с некоторым запасом, можно было с успехом печатать на основном поле. Еще большую стой кость к образованию вуали проявила германская фотобумага «Мимоза» LN 117, выпущенная в середине 50-х годов и использованная в 1992 г. Кстати, ее обработка велась отлично сохранившимся метол-гидрохино-новым проявителем «Агфа» тех же лет выпуска. Изложенное здесь позволяет заключить, что не следует пренебрегать фотобумагами, хранившимися даже много дольше положенного срока. Несложная дополнительная обработка, если необходимость в ней все же возникает, позволит по-хозяйски распорядиться вашими ресурсами. |