Сделай Сам (Огонек) 1999-01, страница 51когда они отковывали меч, — допустим, около 5000 ударов). При отбивке сначала формируют уплотненную полоску в 3 мм от кромки, потом постепенно подбираются ближе к краю, делая лезвие все тоньше, в конце отбивку ведут по самому краю, сводя лезвие на нет. Окончательную заточку осуществляют бруском. Ножи из хорошей стали после такой обработки служат годами. Предложение редакции альманаха По-моему, вам следует наладить выпуск видеокассет, которые помогли бы любителям самодельничать познакомиться с профессиональными секретами опытных мастеров: кузнецов, столяров, жестянщиков, граверов и т.д. Думаю, что спрос на такие кассеты будет. Конечно, в любом видеоматериале упор должен делаться не на «Что сделать», а «Как делать!». То есть подробнее рассказывать о различных инструментах, особенностях тех или иных материалов и, главное, об индивидуальных приемах мастера. А если мастер разговорчив, пусть комментирует свои действия. Можно снимать один и тот же процесс, но в исполнении разных мастеров. Преимущество Video перед книгой очевидны: «Лучше один раз увидеть...». А то в книге иногда десять раз прочтешь, да так и не сообразишь, как это делается. Хорошо бы вначале провести опрос читателей, чтобы узнать, кому что нужно. Если, например, больше всего будет заявок на тему «вышивание», так с этого и надо начинать, чтобы дело сразу стало рентабельным. Через некоторое время образуется целая библиотека, которая будет постоянно расти. Но когда кто-то из читателей, посмотрев кассету, заявит, что это же самое делает лучше, пусть он пришлет свою запись и вы ее включите в библиотеку. От меня первая заявка: снимите работу кузнечных дел мастеров. Знаю, что конкурс кузнецов ежегодно проводится где-то в Подмосковье. И вся информация об этом конкурсе, доступная большинству немосквичей, — список победителей. Вы же покажите сам процесс ковки. Мне абсолютно не интересны зрители, жюри и кто там чем закусывает, а вот посмотреть, как формируют подкову за один нагрев — это я бы посмотрел с удовольствием. У каждого мастера-кузнеца есть поддержки, которые он придумал и которые тоже необходимо показать, причем обязательно в работе. Ваш оператор должен быть не только фанатом своего дела, но и перед каждой поездкой на объект читать литературу на данную тему и разбираться, что главное в том или ином процессе. Несостоявшийся же оператор из художественного кино в каждой съем ке будет лепить одно и то же: проблеск мысли в глазах мастера и каплю пота на кончике носа. От редакции. Уважаемые читатели! Сообщите нам, понрави лась пи вам идея В. Кузнецова о создании подобных видеокассет. И если она пришлась вам по душе, напишите, о каких ремеслах вы бы хотели узнать в первую очередь. Я ■ Ш щ ■ mm ■ S . 49 |